Продолжаем публикации материалов, которые посвящены семейству Анатра. Сейчас публикуем статью Марины Тарасовой об отдельных страницах биографии итальянского консула в Херсоне
МАЛЕНЬКИЙ, ЖИВОЙ УГОЛОК ИТАЛИИ: БЕЛОЕ, ЛЕГКОЕ ЗДАНИЕ, ФОНТАН ПОД СТОЛЕТНИМ ДУБОМ, УХОЖЕННЫЙ ДВОР, УЮТНЫЕ КОМНАТЫ...
Итальянское правительство подбирало на должность консулов представителей своего государства, хорошо владевших ситуацией в партнерской стране, знавших её положительные и отрицательные стороны, проблемы и достижения, даже экономику тех городов, в которые они назначались.
Анжело Осипович Анатра - представитель большого, дружного рода из солнечной Сицилии, своими деловыми качествами, как никто подходил на этот пост. Италия была заинтересована в своем консульстве в Херсоне. Причинами тому были и давние торговые связи с Херсонским портом, и активное увеличение товарооборота в конце XIX - начале XX веков.
Италия экспортировала зерно, овечью шерсть, лес, мед - и это не полный перечень экспорта в Средиземноморскую страну. Прочно налажены морские линии из Херсона в Триест, Неаполь, Геную, Венецию, Бари, итальянские суда ходили также с порта Пирей и на Мальту.
Лидирующее положение в экспорте занимали пшеница, ячмень, гречиха (ячмень и гречиха перевозились в Херсон по Днепру из глубины России). Среди вывозимых товаров был и лес, который в Херсон сплавлялся бревнами. Здесь его сучковали и распиливали на многочисленных лесопильных заводах и уже по более высокой цене продавали итальянским агентам. В Италии было популярно изготовление паркета. Херсонская овечья шерсть благодаря высококачественной обработке на наших шерстемоечных заводах шла на изготовление лучшего в Европе бостона. Кроме того, большим спросом пользовался мед белой акации и гречихи.
Анжело Анатра достойно выполнял консульские обязанности
Не признавал маленьких и больших дел, с одинаковой ответственностью занимался проблемами прибывших судов, и не менее ответственно относился к судьбе простого итальянского матроса (сохранились документы об определении заболевшего матроса в больницу нашего города). Анатра советовал своим соотечественникам не бояться вкладывать деньги в развитие бизнеса на Херсонщине, он знал, что это перспективно и прибыльно. Например, итальянской семье Спозито Анатра помог основать и выстроить верфь по ремонту судов. Спозито были домовладельцами в Херсоне, одним из сохранившихся домов, ими выстроенных, является здание школы № 34 на улице Краснофлотской.
Не признавал маленьких и больших дел, с одинаковой ответственностью занимался проблемами прибывших судов, и не менее ответственно относился к судьбе простого итальянского матроса (сохранились документы об определении заболевшего матроса в больницу нашего города). Анатра советовал своим соотечественникам не бояться вкладывать деньги в развитие бизнеса на Херсонщине, он знал, что это перспективно и прибыльно. Например, итальянской семье Спозито Анатра помог основать и выстроить верфь по ремонту судов. Спозито были домовладельцами в Херсоне, одним из сохранившихся домов, ими выстроенных, является здание школы № 34 на улице Краснофлотской.
Да и сама семья Анатра успешно развивала свой бизнес в Херсоне. К началу Первой мировой войны у рода Анатра насчитывалось двенадцать судов: «Анжело», «Аккерман», «Чарльз Горольд», «Константин», «Тереза», «Игрушка», «Херсон», «Елена», «Днепр», «Одесса» (буксир), «Анна» (катер). Наличие такого количества пароходов предполагало крупные экспортные перевозки. Капитал, заработанный семьей, продолжал работать, они не боялись вкладывать свои деньги в порой рискованные проекты, как например строительство авиазавода в Херсоне. Племянник Анжело Анатра, проживавший в Одессе, банкир Артур Анатра, на деньги семьи в 1908 году основал первый в Херсонской губернии аэроклуб, издавал журнал «Заря авиации». В 1913 году Анатра добился военного заказа на постройку самолетов «Форман-XVI». Стоимость одного самолета составляла восемь тысяч семьсот семьдесят пять рублей. В конце 1913 года семья Анатра открывает авиазавод в Симферополе, а также подает прошение в Херсонскую городскую думу с просьбой о выделении земли под строительство завода и аэродрома в нашем городе.
В период Первой мировой войны
В 1915 году Анатра получил разрешение на покупку земли. Это - территория старого херсонского аэродрома. Упрямый сицилийский характер рода Анатра удивлял своих современников. Несмотря на военные действия, в феврале 1918 года самолеты Анатра совершают регулярные почтовые авиаперевозки на линии Одесса-Николаев-Херсон. Успешные капиталовложения семьи и стабильная прибыль позволяли Анжело Осиповичу уйти на заслуженный отдых. Но спокойная жизнь не в характере сицилийцев. Он занимался общественной деятельностью, неоднократно избирался гласным городской думы, развивал парусный спорт в Херсоне, вошел в инициативную группу основателей Херсонского яхт-клуба. Принадлежащий ему колесный пароход «Унион» пассажировместимостью 300 человек обслуживал все мероприятия яхт-клуба, включая выезды на природу.
В 1915 году Анатра получил разрешение на покупку земли. Это - территория старого херсонского аэродрома. Упрямый сицилийский характер рода Анатра удивлял своих современников. Несмотря на военные действия, в феврале 1918 года самолеты Анатра совершают регулярные почтовые авиаперевозки на линии Одесса-Николаев-Херсон. Успешные капиталовложения семьи и стабильная прибыль позволяли Анжело Осиповичу уйти на заслуженный отдых. Но спокойная жизнь не в характере сицилийцев. Он занимался общественной деятельностью, неоднократно избирался гласным городской думы, развивал парусный спорт в Херсоне, вошел в инициативную группу основателей Херсонского яхт-клуба. Принадлежащий ему колесный пароход «Унион» пассажировместимостью 300 человек обслуживал все мероприятия яхт-клуба, включая выезды на природу.
В «Херсонской памятной книжке» за 1914 год, в сведениях о консулах в Херсоне, указано, что Анжело Анатра, помимо прочего, был еще и консулом латиноамериканского государства Перу. Но, к сожалению, документов о работе Анжело Анатра на этой должности не сохранилось. Вице-консул Италии и консул государства Перу покинул ставший родным город Херсон в 1919 году.
Потомки рода Анатра приезжали на нашу землю, которую считали второй родиной своих предков, в семидесятых годах. Они долго гуляли по Херсону, пытаясь понять, о чём так долго тосковали их родные, вынужденные в то смутное время вернуться в Италию.
Марина Тарасова
(по материалам ГАХО)
Член Союза краеведов при Институте истории Украины; член Союза журналистов Украины тел.: 066 749 47 95
(по материалам ГАХО)
Член Союза краеведов при Институте истории Украины; член Союза журналистов Украины тел.: 066 749 47 95
Журнал «Potemkin».- №12 .- 2014.- стр.12-13
Источник: Арткавун
Немає коментарів:
Дописати коментар