неділю, 22 квітня 2018 р.

Жители Лютеранской улицы


Начинаю такой цикл в онлайн-режиме про дома и жителей Херсона. В онлайн-режиме это значит просто буду дополнять, когда будет появляться время. Начну с улицы Лютеранской.
Улица появилась на плане города в 1855 году. Состоит из двух частей: "исторической" (западной части) и "современной" (восточной части). Улица расположена в Суворовском районе между проспектом Ушакова и Гимназической (Красностуденческой).


Свое название получила после окончания строительства на ней лютеранской кирхи в 70-х годах XIX века. В 1930-х годах ее переименовали в улицу Кирова. Потом был период немецкой оккупации. Потом снова улица Кирова. В феврале 2016 года улице вернули ее историческое название. В этот период вокруг названия улицы возникла жаркая общественная дискуссия. Представители общественности требовали назвать улицу в честь погибшего командира батальона патрульной службы особого назначения МВД "Херсон" героя Майдана Руслана Сторчеуса, но городские власти в лице советницы городского головы Екатерины Гандзюк в категорической форме отказались это делать.

Руслан Сторчеус. Фото 2014 года
Руслан Сторчеус. Фото 2014 года
Здания по улице Лютеранской: 
 фирменный кондитерский магазин "Тавричанка" (ступеньки), богемное место для нескольких поколений херсонцев. На этом месте находилось евангелическо-лютеранская кирха. Уже в 21 веке здесь находилось по очереди несколько ресторанов. Сейчас здесь ресторан "Фазенда" и Beer House.
Дом № 4 - комплекс зданий Главного управления Национальной полиции в Херсонской области. 
Дом № 10 - Храм святителя Петра Могили Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Старое художественное фото о. Николая Цыганова на фоне храма до ремонта
Старое художественное фото о. Николая Цыганова на фоне храма до ремонта


Храм святителя Петра Могилы УПЦ КП. Фото Кирилла Якушева. Декабрь 2016 года
Храм святителя Петра Могилы. Фото Кирилла Якушева. Декабрь 2016 года

Дом № 14 здание Південенерго, в котором находится филиал банка "Полтава". Здание № 18 - Музыкальная школа № 1 (дом Н.И.Блажкова). Здание № 20 - жилое здание со старым советским гастрономом. На западе часть улицы граничит с парком им. Тараса Шевченка (в советские времена В. И. Ленина). У ограды парка памятник Ф. Э. Дзержинскому, советскому государственному и партийному деятелю. Был демонтирован в 2014 году. Это первый квартал - от Ушакова до Петра Калнышевского (улицы Чекистов).
Дом № 1 комплекс зданий Управления Службы безопасности Украины в Херсонской области. Напротив - здание № 22 - жилое "элитное" здание советской эпохи. 
Дом № 24 построен в 1979 г. - долгие годы "штаб херсонских строителей" — трест «Херсонпромстрой», коллектив которого сооружал крупнейшие объекты города. Членом этого коллектива является заслуженный строитель УССР Герой Социалистического Труда Н. Г. Дашко.Теперь его хозяином является фактически В.Сальдо и идет имущественный спор с другими известными строителями. Напротив - стадион "Кристалл". Вот, и вся улица, протяженностью 770 метров.

Теперь известные факты:

Кирха — лютеранская церковьС конца XVIII века часть населения Херсона составляли немцы. О лютеранской церкви в Херсоне упоминалось в документах еще в 1787 году, но без указания места и материала из которого она была построена. Вероятно, с упадком Херсона в конце XVIII века церковь прекратила свою деятельность.


На средства местного немецкого общества 12 мая 1867 года началось сооружение новой евангелической лютеранской церкви (кирхи). Ее проект был разработан херсонскими архитекторами Александром Пальшау и Карлом фон Штемпелем в 1865 году. В начале 70-х годов XIX века строительство было окончено и кирху освятили. Известны некоторые имена лютеранских пасторов, в ведении которых находился херсонский приход:

в 1840-1850-х годах — николаевский дивизионный проповедник Иоганнес Долл;
в 1860 году — пастор Николаевского прихода, пробст второго округа Херсонской губернии Эмил Кибер;
в 1910 году — кистер Оскар Готлибович Ган.

Советская национальная политика и массовые депортации немцев в годы Второй мировой войны 1941-1945 годов привели к запустению здания кирхи. Кирха была разрушена и в 1955 году на ее месте возвели четырехэтажный жилой дом с магазином «Тавричанка» (ул. Кирова, 2).

За кирхой, по улице Лютеранской в начале XX века был построен трехэтажный дом лютеранского общества.Очертания улицы и зданий на ней были другие, чем те, к которым привыкли мы. Вот, фотография 1942 года дает неожиданное представление о том, где находилась кирха, как выглядел дом Лютеранского общества

Foto, WK II, Soldat im Hafen von Cherson, Russland 1942 Z 1.63. Опубликовано в группе "Старый Херсон", предоставил Олег Довгань
Foto, WK II, Soldat im Hafen von Cherson, Russland 1942 Z 1.63. Опубликовано в группе "Старый Херсон", предоставил Олег Довгань

 Немец стоит на балконе здания по улице Суворовской, в котором сейчас размещается школа № 16. Мы очень хорошо видим начало Суворовской и разрушенное здание, перекресток, начало улицы Лютеранской, здание Лютеранского общества. Вдалеке едва виднеется башенка дома Блажкова. У Днепра - величественное здание Элеватора. Своим левым плечом он закрывает кирху.

После революции 1917 года и гражданской войны в здании Лютеранского общества помещался линейный отдел водного транспорта, Нижне-Днепровско-Бугское пароходство и городской отдел НКВД, в 1940 году — Гормилиция. Также в этом квартале располагались оранжереи и подсобные хозяйственные постройки, принадлежавшие лютеранскому обществу.


Красивый дом возле парка (дом № 18)построенный в стиле эклектизма с частичным применением готики и романского стиля, является памятником архитектуры начала XX в. 
«Красивый дом», как окрестили этот особняк херсонцы, принадлежал городскому голове, члену Государственной Думы России Николаю Ивановичу Блажкову. Здание было построено между 1904 и 1909 годами по проекту одесского архитектора Пауля Клейна. Он переработал свой предыдущий проект подобного жилого дома, построенного на Французском бульваре в Одессе. В архитектуре здания причудливо переплелись элементы романского и мавританского стиля.

Часть помещений в доме арендовал для канцелярии и квартиры вице-консул Великобритании и Турции в Херсоне, агент пароходства Мак-Наб, крупный коллекционер предметов искусства Э.П.Каруана (Эдвин-Уильям Каруана).

С 1952 года в доме Блажкова размещается музыкальная школа. Одно время тут находилась школа председателей колхозов.
Источники:
"Улицами старого Херсона" В.Б.Пиворовича, С.А.Дяченко
«Херсон. Улицы помнят» авторы Л.И. Костюк, В.Ф. Ракович, И.Д. Ратнер.

 Какие еще здания находились по Лютеранской и кто там жил?

Дом Овсянико-Куликовского.  (Памятная книга Херсонской губернии за 1914 год, стр. 26)
В этом доме в 1914 году жил полковник Александр Иванович Березовский (1 декабря 1867 - 15 октября 1940), командир 57 пехотного Модлинского Генерал-адъютанта Корнилова полка.  
Два батальона полка в тот период были расквартированы в Херсоне. Первый батальон - в крепости. Второй батальон - в Морских казармах. Третий и четвертый - в Очакове Одесского уезда. 

Полк был создан в 1831 году. Просуществовал до 1918 года.
 Воевал с горцами на Кавказе, участвовал в Венгерском походе 1849 года, участвовали в обороне Севастополя, держа Корниловский бастион на Малаховом кургане, за что получили Георгиевское знамя, участники русско-японской войны. Отличились в боях под Мукденом, получив знаки на головных уборах "За Мукден 1905 года".
В 1907 года были наименованы в честь генерала Корнилова.
Участвовал в боях первой мировой войны. Полк участвовал в боях в Восточной Галиции.

Полковник Александр Березовский возглавлял 57 Модлинский пехотный полк с
24.10.1910  по 08.03.1915.

Полковник Александр Березовский. Фото Википедия

В октябре 1914 года полковник Березовский награждается Георгиевским оружием и производится в генерал-майоры. В мае назначен начальником штаба 10-го армейского корпуса, в конце 1917 года командиром 31-го армейского корпуса, а в 1918 году принял командование 3-м Украинским корпусом в стадии формирования и находился на Украине при гетмане Скоропадском. Генеральный значковый. И.о. командира 3-го Одесского корпуса (c 08.07.1918). Командир того же корпуса (с 08.11.1918). После начала антигетманского восстания в конце 1918 провозгласил присоединение кадров корпуса и всего Одесского района к Добровольческой армии ген. Деникина, вследствии чего был уволен от должности распоряжением Директории УНР 03.12.1918.

Находился при штабе Крымско-Азовской Добровольческой армии генерала Боровского, потом при штабе Главнокомандующего Вооруженных сил Юга России. В ноябре 1920 года - в Константинополе. Потом в Берлине, где возглавил берлинский отдел Общества русских офицеров Генерального штаба. Во 2-й половине 1938 года был назначен начальником 3-го отдела Объединения русских военных союзов в Германии и заместителем начальника Объединения. Умер 15 октября 1940 года. Похоронен на русском кладбище Тегель в Берлин.

Дом Юзефович.
В этом доме жил губернский инженер строительного отделения Херсонского губернского правления к. советник Николай Леонидович Чекеруль-Куш (Памятная книга Херсонской губернии за 1914 год, стр.  )

Фамилия достаточно редкая. Поиск в Интернете вывел на Александра Леонидовича Чекеруль-Куша

Известно только его дата рождения: 23.08.1866 года
Биография:
Православный. Общее образование получил в Ришельевской гимназии (не окончил курса). В службу вступил 23.03.1883.
Окончил Одесское пехотное юнкерское училище (по 3 разряду).
В офицеры произведен в Ларго-Кагульский рез. батальон. Подпоручик (ст. 23.03.1895). Поручик (ст. 23.03.1899).
Штабс-Капитан (ст. 23.03.1903). Капитан (ст. 23.03.1907).
На 1 января 1909г. - 207-й пехотный резервный Кишиневский полк, штабс-капитан На 01.11.1913 в том же чине в 54-м пех. Минском полку.
Участник мировой войны. Полковник (ст. 21.08.1915). На 01.08.1916 и 04.09.1916 в том же чине и полку.
    Св. Станислава 3-й ст. (1905)
    Св. Анны 3-й ст. (1906)
    Св. Анны 4-й ст. (04.09.1916).

Поиск приводит также к известному в Кишиневе бесарабскому дворянину Михаилу Константиновичу ЧЕКЕРУЛЬ-КУШу (1864 - 1917)

На квартире помощника присяжного поверенного Николая Константиновича Чекеруль-Куша в Петербурге выступал в феврале 1906 года В.И.Ленин

Был еще некий К.Чекеруль-Куш, в 90-ые годы участник марксистских кружков, попадал под арест. Это был студент Московского университета Константин Константинович Чекеруль-Куш
Кстати, известный коммунист.

Дом Лютеранской церкви
Жил гласный Херсонского губернского земского собрания Афанасий Петрович Стина
Афанасий Стина в 1916 году входил в Херсонский губернский комитет Всероссийского Земского союза

Вот состав этого Комитета:

Предсѣдатель Комитета Горичъ Петръ Дмитріевичъ (предсѣдатель губернск. зем. управы)
Члены Комитета
Берберовъ Дмитрій Ивановичъ
Дмитріевъ Дмитрій Петровичъ
Дымовъ Николай Ивановичъ
Зубенко Иванъ Даниловичъ
Калагеоргій-Алкалаевъ Владимиръ Александровичъ
Комша Авксентій Григорьевичъ
Лагунъ Алексѣй Петровичъ
Паренаго Михаилъ Петровичъ
Ревуцкій Алексѣй Ивановичъ
Сербиновъ Василій Дмитріевичъ
Сосновскій Константинъ Дмитріевичъ
Стина Афанасій Петровичъ
Ушаковъ Андрей Антоновичъ

Еще об Афанасии Петровиче. Точнее, о его потомках.
Во 2 томе “Форпоста русской фотографии” Двенадцатитомника из собрания Музей Российской Фотографии (МРФ) размещены фотографии, краткая биография и интервью Ирины Стин и Анатолия Фирсова. Воспоминания Ирины Стин я иллюстрирую частью фотографий Ирины Стин и Анатолия Фирсова, которые были опубликованы во втором томе "Форпост русской фотографии".

Опубликую их:

В 1932 – А.В. Фирсов родился в Москве.
1932, 24 июля – И.И. Стин родилась в Москве. 1950-е – фотокорреспонденты «Медицинской газеты». С 1960-х – начало работы в цветной фотографии; приобретают известность как мастера цветной фотографии. С 1970 – работают в жанре фотокниги. 2005, декабрь – выставка «Душа России» (Москва, Гоголевский бульвар,8), посвященная 50-летию совместного творчества. 2010, 17 июля скончалась И.И. Стин. 2011 , 9 апреля скончался А.В. Фирсов.

Члены Союза журналистов России, Союза фотохудожников России, Международной Федерации художников Юнеско, победители конкурса «Мастер-Кодак – 97». авторы многочисленных плакатов, буклетов, открыток и 30 книг. издательство «Планета»: «Поленово» (1970), «Очаг мой, Дагестан» (1978), «Мексиканские встречи» (1976), «Палехские миниатюры» (1979), «У белого моря» (1982), «На земле, мне близкой и любимой» (1985), «Ярославль» (1987), «Ростовские эмали» (1988), «Ладога. Пока не поздно» (1989); издательство «советская россия»: «Ростов Великий» (1971); издательство «аврора»: «золотое кольцо» (1974); издательство «российский раритет»: «ростовская финифть» (1993); издательство «интербук»: «лаковая миниатюра. Холуй» (1995); ярославль – «99 брошей николая нужина» (1996). кроме того, книги И. Стин и А.. Фирсова изданы в США, Германии, Венгрии.



Птичий Рынок. 1958 год. Фото И.Стин и А.Фирсова
Птичий Рынок. 1958 год. Фото И.Стин и А.Фирсова
Ирина Стин писала: "В селе Васильевском под Москвой было имением родителей бабушки, там прошли мои детство и юность (позже оно было продано семье Герценов). Дом стоял на берегу речки Скниги. 
Мой дед по отцу – Афанасий Петрович Стина*, потомственный казак из Малороссии, бабушка – Наталья Владимировна, урожденная Яблочкова, коренная москвичка, дочь действительного тайного советника Владимира Михайловича Яблочкова и Екатерины Львовны, урожденной Кругликовой. 
Бабушка очень много дала мне, помню ее первую заповедь: «Помни о смерти. умереть придется, и надо жить так, чтобы не было стыдно. так, чтобы не огорчить Бога».

Из заключения. 1955 год. Фото И.И.Стин
Из заключения. 1955 год. Фото И.И.Стин
*В дореволюционной орфографии в фамилии стена стояла буква «ять», поэтому после реформы языка появились разные варианты: Стена и Стина; отцу же Ирины Игоревны – Игорю Афанасьевичу в советских документах записали «Стин», такую фамилию получила и она.

Как Вы понимаете свою фотографию?

В строгом понимании термина наши фотографии не относятся к «документалистике». однако каждый наш снимок – это документ, свидетельство момента жизни на земле. мы никогда не прибегали ни к каким техническим фокусам или спецприемам.

мы снимаем людей, памятники старины, природу. Все это – свидетельство своего времени и его лицо.

мы снимаем пейзажи, потому что очень любим природу.

мы снимаем древнюю архитектуру, потому что она содержит в себе тайну времени, и это вызывает чувство особого почтения.

мы снимаем людей, потому что сострадаем им и радуемся их радостью.

мы снимаем и очень жалеем животных, потому что нет ничего на свете более незащищенного от человека, чем их жизни...
Что Вам особенно дорого в Вашей работе?
от поездки к поездке, от снимка к снимку мы понимали, что у нас складывается обширнейший материал по россии – это отражение ее жизни, ее истории. и время это неповторимо. мы застали глубоко укорененные традиции, которые не выкорчевала еще советская власть; были живы обычаи, понятия и устои: в избах со стен смотрели скорбные лики икон; горели русские печи, и в них многие хозяйки пекли своей семье хлеб; пели народные песни; помнили и танцы. даже сами деревни были еще старинными: дома строились с непременными сараями для дров, пристройками для скота, колодцами, из которых брали воду... жизнь текла навыками предков, была тиха и естественна. тогда цветы еще пахли, и ветер разносил их ароматы по всей стране. тогда основой взаимоотношений между людьми была любовь.Что бы Вы пожелали молодым фотографам?
На последнем солнышке. Гороховец. 1967 год
На последнем солнышке. Гороховец. 1967 год
технический прогресс, заложником которого становятся люди нового поколения, заставляет их спешить: скоростные, подвесные, железные, воздушные и водные пути уносят их все быстрее и дальше от века двадцатого и девятнадцатого, до которых пока еще «рукой подать».

и надо бы ее подать! Вот мы и думаем: «как же этого нового человека вернуть к естественной жизни? как ему помочь, как вернуть ему то, от чего он бежит?»

наверное, представляя тихий мир своих фотографий, наивно надеяться и даже верить, что они кого-то окликнут, кого-то утешат, кого-то удивят и обрадуют. может быть, заставят почуять дух родины с ее цветами и запахами, мокрой травой и радугами, с ее слезами и радостями.
и тогда не только станет понятна наша собственная пуповинная привязанность ко всему этому, но и, может быть, нам удастся и других уберечь от безоглядности.
согласие, а не войны. согласие, а не вражда с природой. согласие, а не попрание традиций. согласие, а не спор с историей, – вот хрупкий и драгоценный путь, на который необходимо вернуться. кто-то сказал: «русским хорошо, потому что они живут в истории и в природе». не повернуться ли нам туда? Вот этого и хотелось бы пожелать…
Мы были счастливы благодаря фотографии. В фотографических путешествиях прошла наша жизнь. Первый город, куда мы с Анатолием Васильевичем отправились, – Ростов Великий. с улыбкой вспоминаем такой случай: мы увидели, что на фон заката прекрасно укладывается силуэт ростовской звонницы. уже сильно стемнело. залезли на крышу, поставили штатив и вдруг слышим крики: «ненормальные, что вы там делаете!» не сразу поняли, что это относится к нам. оказывается, нас заметили из окон соседнего дома. а днем мы снимали «Проводы зимы». 
И.И. Стин
Анна Платонова (урожденая Розенкампф). Дочь Клавдия Леонидовича. 1977 год
Анна Клавдиевна Платонова (урожденная Розенкампф). Дочь Кла́вдия Леони́довича Розенка́мпфа (11 сентября 1867, Москва — после 1917), русского архитектора, одного из мастеров московского модерна. Автора многих построек в Москве, отличающихся своей профессиональностью. Фото И.И.Стин

Таким образом, сыном Афанасия Петровича Стины был Игорь Стин. Отец фотокорреспондента, замечательного фотографа, работы которой вошли во второй том 12-томной Истории Русской фотографии Ирины Стин.

Ирина Стина оставила некоторые данные о своем отце.

Воспоминания Ирины Игоревны Стин
Большой Афанасьевский переулок, дом 3
... Итак, после войны 1914 года и так называемой «революции» этот большой дом пустовал. В этот момент известнейший учёный-металлург Грум-Гржимайло построил научный институт «Стальпроект», по адресу: Гоголевский бульвар, дом 8 (в конце-середине 20-х годов). Конструктивистское это сооружение живо и до сих пор. Владимир Ефимович Грум-Гржимайло обратился в правительство с просьбой отдать пустующий дом в Большом Афанасьевском переулке, № 3. Так и получилось.
За кулисами клуба. Подмосковье. 1958 год
За кулисами клуба. Подмосковье. 1958 год

Дом этот был заселён сотрудниками «Стальпроекта». Многих вскоре начали высылать и расстреливать. Одними из первых забрали талантливых сыновей Грум-Гржимайло, Алексея и Юрия. У Алексея была подаренная Орджоникидзе машина «эмка». Она стояла в каретном сарае во дворе. Её, конечно, конфисковали, Алексея арестовали, и осталась его беременная жена Зоя Николаевна Беляева с двумя маленькими детьми, Аллочкой и Котиком. Они жили в квартире №1, на первом этаже. У них было две смежных комнаты, в самом начале коридора. Братья погибли.

Жизнь нашего дома текла обычным советским образом: аресты, доносы, опасности, страхи. Особенно трепетали ночами, когда хлопок дверцы машины звучал как выстрел: «Опять за кем-то!». И долгие годы мы с мамой просыпались с сердцебиением, годов до 60-х.

Я-то родилась и жила в особняке. Но оба дома носили один номер, №3. И двор был общий. И дворник был общий. Раньше, до 1917 года, во всей России, в каждом доме (большом или маленьком) всегда был дворник. Это была заметная и нужная фигура...
Анна Ахматова. Фото. 1963 год
Анна Ахматова. Фото. 1963 год

...Конечно, дворник знал всех и всё, был он и первым осведомителем, был и непременным понятым при обысках и арестах. Когда в последний раз арестовали моего папу, обыск длился с вечера до утра. И дворник наш — Тихон Васильевич Жихарев — непрестанно засыпал, сползая с табуретки. И, когда ушли ночные гости, он мрачно сказал: «Ищут! Сами не знают чего». Все книги, ноты, рукописи, одежда — всё горой лежало на полу, занимая всю комнату. Чтобы пройти к двери или к окну, надо было наступать на письма, фотографии, портреты и рамы, сваленные посреди комнаты — от стены к стене...

... Как я уже говорила, в большом доме жили стальпроектовцы. А в особняке доживали потомки хозяев и, конечно, ещё многие, принесённые ветром переустройства. Если раньше в доме жила семья владельцев, то теперь в каждой комнате обычно ютилась семья, не имеющая отношения к дому. Приехали Бог знает откуда — и зачем? Прописались — и, пожалуйста, равноправные жильцы! Не ваши предки строили, не ваша родня обживала... Кто вы такие? Зачем припёрлись и почему захватили чужое? Страшно вспомнить, как в каждой комнате умещались семьи, по коридору носились дети, в кухне толпились у плиты (тогда ещё — дровяной) стирающие, варящие, жарящие женщины. Двор и кухня были завешаны бельём, характерная вонь кипящего в баке белья заполняла окрестности. По стенам кухни и коридоров висели тазы и корыта, все пространства крест-накрест перекраивали бельевые верёвки. В сортир бывали очереди, потому что нельзя же одним кабинетиком обслужить, иногда до сорока человек! Так, безобразно и будто бы естественно, пробиралась эта новая жизнь, хозяйкой заступая в разорённые чужие гнёзда! Всё-всё было дико, глупо и противоестественно. Разрушался заведённый порядок, взамен которого приходил новый быт — «коммунальный»: теснота сразу стала узаконенной нормой, пристально следили за тем, чтобы не было «излишков», и почему-то 3-5 метров на человека — это правильно, а вот шесть или больше — нельзя! Существовало понятие «самоуплотнение». Это когда вас обязывали, «предлагали» самоуплотниться, т.е. отдать часть своей площади соседу или вновь прибывшему идиоту...
Корней Чуковский. 1966 год
Корней Чуковский. 1966 год

Но полегли дорогие предки, и нагайки их забыты где-то там, на родной Запорожской Сечи...

...Не упоминаю я Владимира Александровича Гурко-Кряжина, востоковеда. Это он прибежал однажды к моим родителям: «Идёмте скорее! Сейчас будут взрывать Храм Христа Спасителя!» — «Не пойду», — сказала мама. — «Как? Это же историческое событие!» — «Не пойду. С меня достаточно исторических событий»...

....бывший дворник Николай Васильевич Мурашов. До войны папенька мой дорогой, который был изобретателем и очень остроумен, устроил один сюжет, которым потом весьма гордился. Проснувшись очень рано, в тишине пятичасового рассвета, отец увидел задумчивую спину Николая Васильевича. Идея пришла мгновенно: беззвучно налита хорошая стопка водки, сооружён отличный бутерброд и ... тишайше выдвигается из окна — разом окружая стаканчиком и бутербродом унылую фигуру дворника. Видение потрясло старого пьяницу — всё видел, но чтоб с неба поднесли! Такого не было.

— Игорь Афанасьевич! Отец родной! — со слезами воскликнул он.
Новое наступает. 1960 год
Новое наступает. 1960 год

«Отцу родному» было лет 30. Но радовались оба как дети — отец, что так блестяще осуществил затею, Мурашов проникся благодарностью за понимание момента — было страшно рано и опохмелиться было совершенно негде...


...Не буду углубляться в тему голода, скажу только, что в этот момент отец был уже в лагере, в Воркуте, и мы посылали ему продуктовые посылки. Можно сказать, что мы с мамой были тогда семьёй пеликанов, потому что, ну никаких сил, денег и помощи не было. И время от времени наступал момент, когда мама говорила: «Мы не доживём...» Имелась в виду зарплата, до которой оставалась, например, неделя....

...Наступил 1956 год. Впервые, после десятилетней разлуки, приехал с Севера папа. Жизнь полегчала. Но много было видно вокруг горя и бедности...
http://www.losev-library.ru/materials/philosophy-arbat/memories?id=123

Данные о репрессированных гражданах по фамилии Стена/Стина:


Стена Дмитрий Петрович (отчество, как и у Афанасия Петровича)

родился в 1871. Получил высшее образование. Проживал в Ленинграде, работал юрисконсультом в советских учреждениях и предприятиях. Женат на Елене Владимировне Маковской, дочери известного художника В. Е. Маковского.
СТЕНА (урожд. Маковская) Елена Владимировна,
родилась в 1873 (отец, Маковский Владимир Егорович, известный художник-передвижник, академик, в 1920 — скончался в Петрограде). Вышла замуж за Дмитрия Петровича Стена, занималась домашним хозяйством.
10 марта 1935 — высланы из Ленинграда в Атбасар на 5 лет.
Весной 1936 — обратились за помощью к Е. П. Пешковой. (текст письма - ниже).

Вот более подробная биография Владимира Маковского 

Данные Политического Красного Креста, 1936 год

<Весна 1936>

«Екатерине Павловне Пешковой

 Дмитрия Петровича Стена и
 Елены Владимировны Стена,
 жит<елей> г<города> Атбасар,
 ул<ица>  К<арла> Либкнехта, дом 38

Заявление

По постановлению УГБ НКВД я, Дмитрий Стена с женой Еленой Стена сосланы в Атбасар на 5 лет с 10 марта 1935 г<ода>. Прошел год нашей ссылки и до сих пор я не могу получить в Атбасаре работы по моей специальности — юриста — или хотя бы близкой к ней. Получить такую работу в Атбасаре и в будущем совершенно безнадежно. Чтобы добыть средства к существованию я вынужден заниматься случайно мне известным ремеслом сапожника. Однако, мой возраст (65 лет) и состояние здоровья (склероз, порок сердца, эмфизема легких) делают этот труд для меня непосильным и, во всяком случае, не обеспечивающим самых скромных жизненных потребностей. По моей ссылке я почти беспрерывно работал в советских учреждениях и предприятиях на должностях юрисконсульта (Свирстр<ой>, Волховстрой, Невдубройстрой, Ленэнерго) и всегда считался ценным и желательным работником. Это свидетельствует о несомненной моей пригодности для работы в советских организациях и дела социалистического строительства. Поэтому прошу о пересмотре моего дела. Особо и настоятельно прошу о моей жене Елене Владимировне Стена. К этой просьбе присоединяется и она, подписывая это заявление. Она дочь известного художника Владимира Егоровича Маковского, картины которого имеются во всех музеях и, в частности, в Ленинградском музее революции. Как раз в середине марта 1935 г<ода> в Ленинграде по радио было сделано сообщение о работе В. Е. Маковского, причем, указывалось, что он является очень крупным художником вообще и революционным художником, в частности. И в это же время его единственная дочь, абсолютно ни в чем неповинная, обрекается на ссылку в Атбасар, где, при ее возрасте (63 г<ода>) и состоянии здоровья, жизнь для нее является совершенно непосильной.
Ввиду изложенного прошу разрешить мне с женою возвратиться в Ленинград и вновь отдаться прерванной работе. Если почему-либо мое пребывание в Ленинграде может быть признано нежелательным, то прошу дать мне какой-либо минус, чтобы я мог выбрать город, где бы я мог найти работу по моей специальности и более или менее сносные условия жизни
Прилагаю копию трудового списка.
                          Д. Стена
                        Елена Стена» . 

ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 1486. С. 201. Автограф.


Стена Анна Дмитриевна
(обратите внимание на отчество "Дмитриевна" и на место и время рождения. Вполне возможно, Анна могла быть внучкой художника Маковского)

Родилась в 1896 г., г. С.-Петербург; русская; образование высшее; б/п; Часовой Мастер. Проживала: г. Новгород, Новгород.
Арестована 14 декабря 1948 г.
Приговорена: 12 апреля 1949 г.
Приговор: дело прекращено, освобождена

Источник: Книга памяти Новгородской обл.

Стена Иван Данилович

Родился в 1888 г., Полтавская губ.; украинец; единоличник. Проживал: Родинский р-н, п. Волчий Камыш.
Арестован 10 ноября 1937 г.
Приговорен: тройка при УНКВД по АК 24 ноября 1937 г., обв.: по ст. 58-2, 11.
Приговор: ВМН. Расстрелян 2 декабря 1937 г. Место захоронения - г. Славгород. Реабилитирован 17 июля 1958 г. Алтайским крайсудом дело прекращено за отсутствием состава преступления

Источник: Книга памяти Алтайского края

Стена Мария Филипповна

Родилась в 1886 г., Полтавская губ.; украинка; единоличница. Проживала: Родинский р-н, п. В.-Камыш.
Арестована 10 июля 1941 г.
Приговорена: Алтайский Крайсуд 10 августа 1941 г., обв.: по ст. 58-10 ч.2.
Приговор: ВМН, мера наказания изменена Верховным судом РСФСР 12.09.1941 на 10 лет лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет. Реабилитирована 5 апреля 1993 г. Реабилитирована прокуратурой АК

Источник: Книга памяти Алтайского края

Игорь Стин , сын Афанасия Петровича Стины (возможно упоминания о нем)


Алексей Петрович Арцыбушев (10.10.1919 – 07.09.2017)
член Союза Художников СССР (после 1956 года) который в 1946 году был арестован по "церковному делу непонимающих" (после ареста священника Владимира Криволуцкого)ф отсидел шесть лет за "участие в антисоветском церковном подполье, ставящем своей целью свержение советской власти и восстановление монархии в стране».  реабилитирован в 1956 году.

Спустя много лет написал и издал восемь книг о пережитых событиях: «Милосердия двери», «Сокровенная жизнь души», «Горе имеем сердца», «Саров и Дивеево. Память сердца», «Матушка Евдокия. Самарканд, храм Георгия Победоносца», «Возвращение» и др.

В одной из своих книг "Милосердия двери" описал встречу с Игорем Стином:


"На «вокзале» постоянное движение. Партиями на этап. Легкий вздох облегчения, снова тиски, снова глоток кислорода. Наконец и наши фамилии! Значит, пока вместе. Бутырская баня. Нет на свете ее краше. Прожарка вшей, какое облегчение! Шайки воды вдоволь! Лобки обскоблены, головы оболванены, борода уцелела. Там, в бане, я встретился со Стином. Игорь Стин, подцепивший Левушку, не раз сидевший и знающий, почем фунт лиха, он знал на воле кое-кого из моих знакомых. Я сообщил ему о том, что знал о Левушке и о прянике тоже. Его это обрадовало. После жаркой бани, после обжигающего тело напяленного барахла, только что из прожарки, после очередного шмона, при котором мне в первый раз вертухай заглянул в задницу, не спрятал ли я там автомата, нас вывели на двор.

Декабрь, снег сверху, снег снизу, а на нем – огромная крытая машина голубого цвета без окон. По стенке кузова, обращенной к нам, изображена довольная рожа пекаря в поварском колпаке, держащего в руках на подносе свежевыпеченный кекс. Под всей этой экзотикой крупная надпись «Обожаю кекс к чаю». Вместо кексов, под окрики солдат с винтовками – «быстрей, быстрей» – нас заталкивали, утрамбовывали до такой степени, что горло ощущало кишки. Дверью машины еще поднаперли так, что кто-то потерял сознание, начался стук, крик, гвалт – машина с кексом тронулась, не обращая на это внимания. Дохните – это ваше дело, наше – доставить.

На колдобинах, на трамвайных переездах казалось, что вот-вот и дух вон! Но, по молодости лет, он не вылетел. Вылетел у более слабых и по возрасту старших, но тела их, зажатые живыми, дух свой предавали стоя! Скрежет засовов, отворилась дверь.

– Вылезай! Быстрей! Быстрей!

Лай овчарок, удары прикладом.

– Садись! Садись! В снег! В снег!

Удары в спину, в бок. На белом, чистом, невинном снегу, по пояс в сугробах, с мешками на плечах сидят, лежат черной массой в зимних сумерках те, про кого «отец родной» сказал: «Кадры решают всё!»[1]

Покойничков оставили в машине «Обожаю кекс к чаю». Так наша страна строила свое светлое завтра! Заря коммунизма брезжила над Колымой, Воркутой, и по всей стране славилось имя ее творца!


[1] Слова И. В. Сталина из речи в Кремлевском дворце, обращенной к выпускникам Академии Красной армии 4 мая 1935.г Фраза была многократно растиражирована советской прессой и стала своеобразным лозунгом.

Я не знаю упоминаемый ли в воспоминаниях Игорь Стин является ли одним из героев нашего повествования, но на всякий случай оставлю эти воспоминания здесь, как и вот этот отрывок про роман Андрея Битова "Пушкинский дом":

«Пушкинский дом» — роман Андрея Битова, написанный в 1964—1971 годах. В СССР был опубликован во время перестройки, в 1987 году.
Впервые он был опубликован в 1978 году в американском издательстве «Ардис». Зарубежная публикация (и участие в альманахе «Метрополь») фактически закрыли для Битова возможность что-либо печатать в СССР.

Только во время Перестройки снова начали выходить его книги. «Пушкинский дом» был напечатан в журнале «Новый мир», в трёх последних номерах 1987 года. В 1989 году вышло книжное издание, которое завершалось «Комментариями». В них Битов признаётся, что на роман больше всего повлияло творчество трёх писателей: Пруста, Достоевского и Набокова. Там же он говорит, что прототипами деда Одоевцева стали писатель Юрий Домбровский, филолог Михаил Бахтин и непрофессиональный писатель, автор устных новелл Игорь Стин.

1 коментар:

  1. Уважаемый автор данной статьи, как с вами связаться? Есть информация о семье Ирины Игоревны Стин. Подлинные документы из личного архива И.И.Стин. Если вас это интересует напишите pogorelovanu@ya.ru

    ВідповістиВидалити