понеділок, 27 березня 2017 р.

Одесские страницы Русского общества пароходства и торговли


В Одесском порту

Мы продолжаем публиковать статьи директора музея «Христианская Одесса» Виктора Михальченка, которые были опубликованы на сайте "Работник Моряк"
Сегодня следующая часть. Она на самом деле первая часть :-) хотя публикуется второй. Так-как мы уже успели опубликовать первой вторую часть его очерков про историю пароходств :-)
Данная часть посвящена РОПиТ. Те, кто жил в те далекие и славные времена наверняка помнит эту хорошую аббревиатуру. А, вряд ли кто-то из ныне живущих помнит. Но, поверьте на слово и читаем классную статью.
Когда смотришь на столетней давности фотографии и почтовые открытки с изображениями Одесского морского порта, то невольно дух захватывает от огромного количества мачт и паровых труб стоящих у причалов пароходов, катеров и барж. В начале XX-го столетия в Одессе насчитывалось около 70-ти крупных пароходных компаний и мелких частных судовладельцев. Из сотен морских транспортных средств лишь немногим удалось засветиться на страницах газет, журналов и в литературных произведениях, оставив тем самым заметный след в истории пароходства в Одессе. Чтобы напомнить о наиболее ярких исторических моментах, связанных с деятельностью базирующихся в Одессе мореходных компаний, нами задуман цикл статей на эту тему. В качестве иллюстраций будут приведены документы, фотографии и открытки из архива автора, а также любезно предоставленные известным одесским коллекционером Анатолием Александровичем Дроздовским.

РОПиТ (часть первая)
Начнем наше повествование с самого крупного пароходства, контора которого находилась в Одессе – Русского Общества Пароходства и Торговли, тем более что в 2017 году исполняется 160 лет с того дня, как его первые пароходы подняли флаг РОПиТа.
Как известно, Крымская война 1853-1856 гг. закончилась подписанием Парижского трактата, согласно которому царская Россия потеряла Черноморский флот. Дабы обеспечить если не военное, то хотя бы торговое и моральное влияние российского судоходства на морских просторах, Высочайшим указом от 3 августа 1856 года было учреждено Русское Общество Пароходства и Торговли. Инициаторами создания новой пароходной компании стали капитан 1-го ранга Николай Андреевич Аркас и тайный советник Николай Александрович Новосельский, ставший спустя 10 лет Одесским городским головой, – имя его и поныне носит одна из центральных улиц Одессы.
21 мая 1857 года Общество открыло «правильное пароходное сообщение на Черном море», имея в своем распоряжении пять пароходов и штаб-квартиру в Одессе в доме Каруты на Приморском бульваре. Директором РОПиТа от правительства был избран Николай Аркас, а другими директорами стали: Николай Новосельский, ст. сов. Евгений Гаспаров, почетный гражданин Иван Жадимировский и генерал-майор Павел Мельников. Уже с первых шагов Общество оправдало ожидания своих акционеров, вследствие чего его акции первого выпуска были быстро раскуплены.
РОПиТ
Первые пароходы РОПиТа вышли на обслуживание трех линий на Черном море: из Одессы в Николаев, в Херсон и в порты Кавказа. Для сообщений Аккермана с Овидиополем был выделен пароход «Аккерман», а позже по три рейса в день осуществлял пароход «Днестр» под командованием вольного штурмана Василия Кирьякова. В заграничном плавании были открыты три основных направления: Марсельское, Александрийское и Триестское. На популярную в деловых кругах международную линию Одесса – Александрия выделили сразу пять пароходов: «Одесса», «Владимир», «Олег», «Император Александр II» и «Великий князь Константин». Последний, совершенно новый пароход, был построен на французской верфи в Ла-Сене и 14 марта 1858 года прибыл в Одессу. Двухпалубный товаро-пассажирский пароход «Великий князь Константин» водоизмещением 1.480 тонн был оснащен паровой машиной мощностью 1.050 л.с., которая могла обеспечить ему скорость 12 узлов. Имея длину 74,5 м, ширину – 9,14 м и осадку – 5,3 м, он мог брать на борт 103 пассажира 1-го и 2-го класса, и перевозить около 1.000 тонн груза. За долгие годы своего плавания пароход обслуживал многие порты Средиземноморья, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., а его командиром был тогда еще старший лейтенант Степан Осипович Макаров, будущий адмирал. В августе 1879 года пароход был снят с регулярных перевозок, переведен в каботаж, а в 1889 году окончательно списан из состава флота. В 1896 году в качестве блокшива был разобран на металл в Севастополе.
Спустя всего два года со дня основания РОПиТ его флотилия уже насчитывала 35 пароходов, многие из которых были специально построены по заказу Общества за границей. Так, 25 апреля 1857 года в Одессу прибыли два новых парохода, спущенных на воду с английских судоверфей лишь в 1855 году: «Церера» под командованием капитан-лейтенанта Дмитрия Свешникова и «Юнона» под руководством капитана Александра Сергеевича Мусина-Пушкина. Первый, с мощностью машины в 145 л.с., стал на обслуживание Крымской линии, а второй, имея более мощную машину в 750 л.с., – на линию Одесса — Константинополь. В мае 1857 года эти пароходы, а также «Паллада», «Николаев» и «Дон» были освящены у причалов Карантинного и Практического молов и вышли в свое первое плавание под флагом РОПиТа.
Цесаревич Георгий
Фото Цесаревич Георгий
К концу 1858 года пароходы Общества обслуживали уже 12 линий заграничного и внутреннего плавания. За тот год ими было перевезено 123 тысячи пассажиров и 4 миллиона пудов различных грузов. Практически с первых шагов деятельности Русского Общества Пароходства и Торговли у него сложилось крепкое частно-государственное партнерство с правительством, основные пункты которого были заложены в Уставе Общества. Время от времени государство выделяло на развитие судоходства немалые средства, значительная часть которых, как правило, приходилось на долю РОПиТа. В свою очередь, флот Общества показал свои самые лучшие качества в те моменты, когда его суда были мобилизованы Военным министерством для решения государственных задач как в военное, так и в мирное время. Так, с началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Общество предоставило в распоряжение правительства все свои пароходы, а также склады и мастерские.
Помимо торговых операций, флот активно привлекался государством к перевозке войск как на Дальний Восток и обратно, так и между портами Черного моря. В 1904 году мобилизованные правительством пароходы Общества выполняли роль сопровождения для 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток. Для таких же целей находились и иностранные фрахтователи. В мае 1913 года пароходы РОПиТа «Императрица Мария», «Афон» и «Иерусалим» были зафрахтованы болгарским правительством для доставки болгарских войск с театра военных действий после подписания мира с турками.
В период первой мировой войны многие торговые пароходы были переоборудованы и оснащены вооружением. В качестве минных заградителей служили: «Ксения» (бывший «Великая княгиня Ксения») – водоизмещением 2.700 тонн с машиной мощностью 23.600 л.с., мог брать на борт 160 мин; «Алексей» (бывший «Великий князь Алексей») – 2.400 тонн, 2.400 л.с. – 200 мин; «Дыхтау» – 1.112 тонн, 700 л.с. – 120 мин. Военными транспортами стали: «Император Александр II», затонувший 24 августа 1916 года после столкновения возле Трапезунда с Транспортом №23, при этом погибло 160 военных; «Корнилов» (водоизмещение 3.800 тонн, 1.500 л.с.), вошедший в 7-й отряд Транспортной флотилии как Транспорт №36.
Некоторым старожилам РОПиТовского флота, чтобы стать преградой для врага в военное время, суждено было выполнить последнее свое задание. Товаро-пассажирский пароход «Олег» (1.600 тонн, 1.625 л.с.), построенный в 1859 году в Шотландии, был специально затоплен 12 декабря 1914 года у входа в турецкий порт Зонгуллак, а двухпалубный пароход «Синеус», сошедший со стапелей судоверфи «H.S.Edwards&Sons» в Англии в 1884 году, дабы заградить фарватер Железных Ворот на Дунае, был потоплен 15 января 1915 года.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса». Источник "Работник Моря"

Немає коментарів:

Дописати коментар