понеділок, 27 березня 2017 р.

История Русского общества пароходства и торговли. Часть третья

Агенство РОПиТ на новом молу. Одесса
Агенство РОПиТ на новом молу. Одесса
Мы продолжаем публиковать очерки из истории Русского общества пароходства и торговли. С первой частью можно ознакомиться здесь. А со второй - здесь.

В 1886 году Русское Общество Пароходства и Торговли первым в царской империи взялось за перевозку нефтяных продуктов, чему способствовало открытие движения по Закавказской железной дороге и подвоз нефти в порт Батуми. В начале XX столетия танкерный флот РОПиТа насчитывал всего три нефтеналивных парохода: «Свет», «Луч» и «Метеор». Пароход «Свет» был построен в Гетеборге (Швеция), и за первый год эксплуатации на линии Батуми-Одесса перевез 49 тыс. тонн керосина. На его борту было устроено 16 цистерн общей вместимостью 325 тонн. При длине 83,97 м и ширине 10,97 м танкер «Свет» имел водоизмещение 3.500 тонн, его вертикальная паровая машина двойного расширения мощностью 1050 л.с. позволяла пароходу развивать скорость до 11 узлов.

Нефтеналивной пароход «Свет» вместе с танкерами «Луч» (построен в 1886 году в Англии) и «Метеор» (спущен на воду в 1901 году в Англии) занимались транспортировкой нефтепродуктов не только на Черном море, но и доставляли их во многие страны Средиземноморья и даже Англию. Однако позже Общество нашло свой наливной бизнес неприбыльным, и в 1907 году все три судна были проданы пароходству братьев Меркульевых. В период Первой мировой войны, когда танкеры уже принадлежали Акционерному Обществу «Океан», правительство на несколько лет  привлекло их к воинской повинности. Известно, что когда в 1918 году пароходы вернули хозяевам, то танкер «Свет» был продан английской компании «BritishBakuTrading&Shpg» и переименован в «LadyThea». Пароход по-прежнему регулярно посещал порт Батуми, где 17 июня 1920 года на нем произошел пожар. Дабы предотвратить катастрофу, британский эскадренный миноносец «Swallow» своим артиллерийским огнем потопил «LadyThea».
При всей видимой коммерческой выгоде, время от времени Русское Общество Пароходства и Торговли несло убытки, порой чувствительные. Большая часть неудач была связана с катастрофами и пожарами, которые случались с пароходами Общества. Виновниками аварий и посадок на мель, как правило, становились сами моряки, нарушавшие простейшие правила безопасности на море.
Пароход "Афон" РОПиТ
Пароход "Афон" РОПиТ
Вот один из примеров обычного для того времени столкновения пароходов. Ночью 18 июля 1884 года пароход РОПиТа «Юнона» на подходе к порту Керчь на полном ходу врезался в борт буксирного парохода «Адмирал Грейг». Небольшой деревянный «Грейг», принадлежащий таганрогскому купцу Веклеру, продержался на поверхности всего несколько минут и затонул. Весь экипаж, во главе со шкипером Филиппом Скилиоти, подобрала и благополучно высадила на борт спущенная с «Юноны» шлюпка. Дальше было самое интересное: когда капитан РОПиТовского судна поинтересовался у Скилиоти, почему его буксир в два часа ночи шел без огней, то услышал от него оправдательный ответ: «Не успели зажечь». …А пароход со всем грузом пошел на дно кормить рыб.
Расскажем и об одном из пожаров, уничтожившем как судовое имущество, так и вещи пассажиров. Был у РОПиТа почтово-пассажирский пароход «Великая княгиня Ольга», построенный в 1880 году на верфи «A.Leslie&C» в Ньюкасле (Англия). Сотни тысяч миль были пройдены им по Крымско-Кавказской линии, и тысячи пассажиров воспользовались его услугами. Пароход возвращался из Кавказского рейса и 12 июля 1901 года после полудня прибыл на рейд Евпатории. Приняв очередных пассажиров, «Великая княгиня Ольга» должен был в 9 часов вечера сняться на Одессу. Волей случая молодой юнга зашел в фонарную на баке, чтобы пополнить керосином лампу, но поскольку там было темно, то он зажег свечу. Свеча упала и… Через считанные минуты пароход уже пылал, как большой костер.
Пароход "Пушкин" РОПиТ
Пароход "Пушкин" РОПиТ
Среди пассажиров началась паника, экипаж предпринимал попытки тушить пожар. При этом никто не удосужился спустить шлюпки и организованно эвакуировать пассажиров, которых на борту насчитывалось около 300 человек. Вскоре подоспела помощь экипажей парохода РОПиТа «Пушкин» и военного «Веха». К утру следующего дня пожар был потушен, а пассажиры успешно отправлены на берег. Пароход-погорелец «Великая княгиня Ольга» был отбуксирован в Одессу, где поначалу его собирались отремонтировать. Потом его лишили мачт, их переставили на вышедший из докового ремонта пароход «Ростов» (в 1900 году столкнулся с французским пароходом «Georgie»). В 1904 году в кабинетах решили – на слом, но потом передумали и переделали некогда «Великую княгиню Ольгу» в баржу.
С ремонтом собственного флота у РОПиТа всегда хватало забот. Еще в 1858 году Русскому Обществу Пароходства и Торговли было отведено в Севастополе Лазаревское Адмиралтейство. На построенном здесь эллинге ремонтировались, а затем и строились пароходы Общества. Для мелкого бездокового ремонта судов РОПиТ приобрел в Одессе ремонтные мастерские и литейный завод. После того как Адмиралтейство в Севастополе было передано в казну, РОПиТ приступил к строительству собственного Адмиралтейства в Одессе. Поскольку свободные площади в Одесском порту сложно было отыскать, то для Общества было выделено 212.698 кв. м водного пространства за Андросовским молом. Сегодня мы часто с восхищением воспринимаем информацию то ли из Японии, то ли из стран Персидского залива о создании рукотворных городов и районов на отвоеванных у моря пространствах. И далеко не каждый знает, что к 1904 году в акватории Одесского порта большое пространство было засыпано и превращено в прочно укрепленный полуостров. Здесь разместились административные здания и судоремонтные мастерские Адмиралтейства РОПиТа.
Плавучий док РОПиТ
Плавучий док РОПиТ

В августе 1901 года в Одессу прибыл новый плавучий док, заказанный Русским Обществом Пароходства и Торговли в австро-венгерском городе Фиум (ныне Риека). Для него в акватории Адмиралтейства был вырыт специальный «ковш». Постройка дока обошлась Обществу в 740.000 руб. с доставкой в Одессу. Док состоял из двух частей, первая – из четырех понтонов, а вторая – из трех, общей грузоподъемностью 4.800 тонн. В конце сентября состоялось его первое испытание: после затопления в док завели пароход РОПиТа «Рюрик», удачно подняли, а затем вновь спустили на воду. 22 ноября 1901 года док был освящен настоятелем портовой Свято-Николаевской церкви священником Ионой Атаманским. Новый плавучий док позволял производить ремонт всех судов Общества и других частных судовладельцев.
Главная контора РОПиТа располагалась в большом красивом здании на Ланжероновской улице, №1. В советское время там находилось Управление Черноморского морского пароходства. Городское Агенство Общества, которое занималось продажей билетов и организацией экскурсий, было открыто в здании Пассажа на Дерибасовской. Агентская сеть представителей РОПиТа по всему миру была настолько обширной, что перечень агентов обычно занимал не одну страницу в Путеводителе, который Общество выпускало ежегодно.
В 1914 году флот Русского Общества Пароходства и Торговли имел в наличии 39 пассажирских, 6 товаро-пассажирских, 23 грузовых и 7 буксирных пароходов, а также 124 железных и деревянных баржи. Большая часть судов Общества в 1918-1920 гг. была уведена в эмиграцию вместе с Добровольческой Армией и гражданским населением, покинувшими страну из-за страха большевистского преследования. Оставшиеся в Одессе в основном мелкие пароходы были поставлены на службу Советской власти и продолжали трудиться в Черноморском и Средиземноморском бассейнах.

Автор статьи: Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
Автор статьи: Михальченко Виктор,
Electrician Engineer, директор музея
«Христианская Одесса»

Источник: http://seafarers.com.ua/development-of-commercial-and-passenger-ships/11432/

Немає коментарів:

Дописати коментар