Павильон Русского Общества Пароходства и Торговли. |
С момента образования в 1856 году Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и до начала его национализации в 1918 году в собственности акционерного судоходного предприятия перебывало чуть более 200 самоходных судов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, а также для буксировки несамоходных барж. Судам присваивались имена великих князей и цесаревичей, просто мужские и женские имена, названия городов, рек, горных вершин, птиц. Была среди них и группа судов с названиями, в наши дни воспринимаемыми с некоторой иронией.
Это достаточно большая (18 единиц) группа пароходов, различных по своему назначению и тактико-техническим данным, но объединенных в названиях единой темой родственных связей людей. Рассматриваемые суда РОПиТ для большей наглядности расположены в таблице сначала по «поколениям» (от «Дедушки» и «Бабушки» до «Внучка»), а далее в порядке убывания родственных связей. Искать какое-то логическое основание этим названиям историки флота считают почти бесполезным делом. Исключением в приведенном списке является только товарный пароход «Первенец», поскольку он был первым судном, построенным в 1869 году в принадлежащем РОПиТ Севастопольском адмиралтействе.
Все суда рассматриваемой группы, за исключением «Первенца» и «Сестрицы», были колесными пароходами. 8 из них, как видно из таблицы, предназначались исключительно для буксировки несамоходных барж, 7 — были бусирно-пассажирскими и только 3 судна «Брат», «Сестра» и «Первенец», перевозя грузы или пассажиров, не были приспособлены для выполнения буксировочных работ.
Пароходы «Батюшка», «Матушка» и «Братец» вошли в первую дюжину судов, положивших начало РОПиТ. Заказанные в Англии (судоверфь в Ньюкасле), они были получены судовладельцем в октябре 1857 года и сразу же начали работать на Черном море. Портом их приписки была Одесса.
В период русско-турецкой войны (апрель 1877 года — март 1878 года) акционерное общество, согласно исторической справке, приведенной в ежегоднике РОПиТ за 1914 год, «оказало самые серьезные услуги отечеству, предоставив безвозмездно в распоряжение Правительства 10 быстроходных пароходов» для перевозки войск, артиллерии, интендантских грузов и т.д.
По данным исследователей Ю.Н Трифонова и Б. В. Лемачко, на суда РОПиТ устанавливались 4-фунтовые орудия, и они в качестве вооруженных пароходов обслуживали минные заграждения Одессы и Севастополя. В число мобилизованных вошли и три указанных судна.
Похоже начиналась судьба у «Сестрицы», также построенной в Ньюкасле для РОПиТ и с 1857 года эксплуатировавшейся на Черном море (порт приписки Одесса). Однако в 1876 году судно было выкуплено правительством и после установки на нем орудий зачислено в состав Дунайской военной флотилии. (Cледует обратить внимание на расхождение некоторых сведений. В отличие от информации РОПиТ, другой достаточно авторитетный источник, профессор С.И. Иловайский в «Историческом очерке пятидесятилетия РОПиТ» пишет, что перечисленные суда в общей группе из 12 пароходов были не безвозмездно переданы, а проданы в 1876 году акционерным обществом правительству за 395 тыс. руб. В данной публикации судьба судов прослеживается только до начала Гражданской войны).
Буксирно-пассажирские пароходы «Дедушка» и «Бабушка» были построены в адмиралтействе РОПиТ в Севастополе в 1871 году, приписаны к порту Севастополь, начинали эксплуатироваться в Днепро-Бугском лимане. «Дедушка» совершал также рейсы в Одессу и Севастополь. В 1906 году он был списан и переоборудован в блокшив (плавучий склад). В 1905 году портом приписки «Бабушки» стала Одесса, судно оставалось в эксплуатации и после национализации РОПиТ.
В 1882 году по заказу РОПиТ на судоверфи в Линце (в то время Австро-Венгрия) были спущены на воду товаропассажирские пароходы «Брат» и «Сестра», первоначально предназначенные для работы на Днестре и поэтому имевшие осадку всего в 0,83 м, значительно меньшую, чем другие представленные в таблице суда. Пароходы приписали к порту Одесса. Их постройке предшествовала специально организованная в 1881 году экспедиция по Днестру на пароходе «Граф Воронцов» под руководством директора-распорядителя РОПиТ адмирала Н.М. Чихачева. Исследование, как пишет С.И. Иловайский, исходило «из уверенности, что плавание пароходов РОПиТ по Днестру, если таковое окажется возможным, принесет пользу краю и обществу». Результат экспедиции оказался обнадеживающим — от хлебной пристани Сороки до устья реки на протяжении 600 верст по Днестру после установки щитов на некоторых перекатах суда могли плавать. Поэтому одновременно с «Братом» и «Сестрой» акционерное общество заказало для Днестра 10 металлических и 20 деревянных барж (так называемых «берлин»). Позднее «Брат» и «Сестра» плавали по Днепру ниже порогов. По ряду источников в 1896 году во время очередного рейса из Александровска «Сестра» налетела на подводный камень, получила пробоину в носовой части и вынуждена была выброситься на берег, однако пассажиры и груз не пострадали. У С.И. Иловайского, детально описывающего по годам деятельность РОПиТ, включая происшествия с судами, этот случай не нашел отражения. В 1915 году в период первой мировой войны оба рассматриваемых судна ненадолго были мобилизованы, затем возвращены РОПиТ и продолжали эксплуатироваться.
Товарный пароход «Первенец» после спуска на воду в 1869 году, приписанный к порту Севастополь, использовался на перевозке по реке Дон антрацита между Ростовом-на-Дону и Аксайской пристанью, совершал также отдельные рейсы на Кавказ. В один их таких рейсов в декабре 1870 года во время сильного шторма «Первенец» был выброшен на каменный берег вблизи Геленджикской бухты. Обошлось без жертв, пароход был отремонтирован в Севастополе.
В ночь на 3 декабря 1875 года на переходе из Батума в Поти из-за сильной зыби судно не смогло преодолеть бар у входа в реку Риони, капитан Буянович решил отстояться на рейде. Однако ночью пароход был выброшен на отмель, его кормовая часть оторвалась, весь экипаж погиб. Остатки парохода море засыпало песком. В ту же ночь также была выброшена на берег стоявшая на Потийском рейде баржа № 34 РОПиТ, и здесь не обошлось без жертвы — старшина баржи утонул. Балансовая стоимость погибших судов РОПиТ составила 221 тыс. руб.
Буксирно-пассажирский пароход «Днепр» постройки 1872 года, приобретенный РОПиТ в 1874 году у Товарищества Новороссийского пароходства, был переименован в «Сынок» и приписан к порту Одесса. Пароход эксплуатировался на Днестре между Дубоссарами и Одессой, в 1898 году он был продан судовладельцу Н. Спозито из Херсона.
Одновременно с «Днепром» в 1874 году у того же судовладельца РОПиТ приобрел пароход «Днестр» постройки 1857 года. Судно получило название «Дочка» (первая), его портом приписки стала Одесса, однако в составе флота РОПиТ пароход пребывал только 2 года и в 1876 году был продан правительству в составе указанной выше группы из 12 судов. Под таким же названием вторая «Дочка» была построена по заказу РОПиТ в Линце в 1879 году. Пароход был приписан к Одессе, эксплуатировался на Днестре между Дубоссарами и Одессой и в 1898 году был продан одновременно с «Сынком» судовладельцу Н. Спозито.
Буксирно-пассажирский пароход «Макс», построенный в 1894 году на судоверфи в Линце, был приобретен РОПиТ в 1899 году, получил название «Внучек». Портом его приписки была Одесса, эксплуатировалось судно в низовьях Дуная. Эти сведения приводят Ю.Н. Трифонов и Б.В. Лемачко. Однако в упоминавшемся труде С.И. Иловайского содержится несколько иная информация: пароход был построен в Будапеште и приобретен РОПиТ для замены на Мариупольском рейде проданного на лом другого парохода «Внучек», который эксплуатировался акционерным обществом с 1872 года. (За неимением иных сведений о первом «Внучке» он в данной публикации не рассматривается).
Буксирный пароход «Европа», построенный в Лондоне в 1862 году, был приобретен РОПиТ в 1866 году, переименован в «Дядю» и приписан к порту Одесса. Как пишет С. И. Иловайский, «Дядя» и одновременно приобретенный с ним пароход «Граф Воронцов» «вместе с шестью железными баржами были куплены для усиления буксирных средств Общества... Эта покупка оказалась весьма выгодною». В 1892 году «Дядя» за ветхостью был разобран.
Буксирный пароход «Тетка» был построен по заказу РОПиТ в Англии в 1859 году, его портом приписки стала Одесса. Судно эксплуатировалось на Черном и Азовском морях. В 1884 году акционерное общество списало и переделало в баржи 3 своих парохода, среди них была «Тетка».
Буксирный пароход «Ефруси», построенный в Англии в 1869 году для российского судовладельца, после смены четырех собственников был приобретен в 1887 году РОПиТ и переименован в «Зятя». Судно было приписано к порту Одесса. Спустя 7 лет, в 1894 году, РОПиТ списал и переделал в баржи 3 парохода, среди которых был и «Зять».
Буксирно-пассажирский пароход «Тесть» был построен на судоверфи РОПиТ в Севастополе в 1883 году, приписан к порту Одесса, эксплуатировался на Днепре, обеспечивая грузопассажирскую линию между Херсоном и Александровском. В 1898 году «Тесть» был выкуплен уже упоминавшимся выше судовладельцем Н. Спозито для нужд Днепровского буксирного общества.
Такой же оказалась судьба буксирно-пассажирского парохода «Теща»: построенный в Севастополе в 1881 году, он был приписан к порту Одесса, работал между Херсоном и Александровском, в 1898 году продан Н. Спозито.
Яков Шпигельман,
почетный работник морского транспорта Украины
Источник: Порты Украины, № 05 (127) 2013
Еще детали (из сайта Крымология):
Дочка (пароход, 1879)
колесный буксирно-пассажирский пароход
История парохода «Дочка»
В 1879 году по заказу РОПиТ на судоверфи «Meyer» в Линце (Австро-Венгрия) был построен колесный буксирно-пассажирский пароход под наименованием «Дочка».
По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Одессе пароход числился под № 430. Он эксплуатировался на реке Днестр между Дубоссарами и Одессой.
В 1898 году пароход был продан судовладельцу Н.И. Спозито из Херсона, а в 1912 году — Н.И. Филипьеву и Е.Э. Картавцову из Одессы.
Судно в это время служило на грузопассажирских линиях на реке Днепр ниже порогов.
В 1913 году судно перешло в собственность Акционерного общества «Русское Черноморско-Днепровское пароходство».
Во время Гражданской войны, 7 февраля 1920 года, буксирный пароход «Дочка» национализировали и передали Черномортрану, а в 1923 году списали.
Дополнительные характеристики парохода «Дочка»
Вместимость 201,13 брт
Число пассажиров
1-го класса 20
3-го класса 100
Длина, ширина,высота
44,13 м/6,46 м
Осадка 1,2 м
Экипаж 12 чел.
Дополнительные сведения
Силовые установки наклонная паровая машина низкого давления
Мощность - 300 л.с.
Ходовые характеристики
Скорость - 10 узлов
Это достаточно большая (18 единиц) группа пароходов, различных по своему назначению и тактико-техническим данным, но объединенных в названиях единой темой родственных связей людей. Рассматриваемые суда РОПиТ для большей наглядности расположены в таблице сначала по «поколениям» (от «Дедушки» и «Бабушки» до «Внучка»), а далее в порядке убывания родственных связей. Искать какое-то логическое основание этим названиям историки флота считают почти бесполезным делом. Исключением в приведенном списке является только товарный пароход «Первенец», поскольку он был первым судном, построенным в 1869 году в принадлежащем РОПиТ Севастопольском адмиралтействе.
Все суда рассматриваемой группы, за исключением «Первенца» и «Сестрицы», были колесными пароходами. 8 из них, как видно из таблицы, предназначались исключительно для буксировки несамоходных барж, 7 — были бусирно-пассажирскими и только 3 судна «Брат», «Сестра» и «Первенец», перевозя грузы или пассажиров, не были приспособлены для выполнения буксировочных работ.
Пароходы «Батюшка», «Матушка» и «Братец» вошли в первую дюжину судов, положивших начало РОПиТ. Заказанные в Англии (судоверфь в Ньюкасле), они были получены судовладельцем в октябре 1857 года и сразу же начали работать на Черном море. Портом их приписки была Одесса.
В период русско-турецкой войны (апрель 1877 года — март 1878 года) акционерное общество, согласно исторической справке, приведенной в ежегоднике РОПиТ за 1914 год, «оказало самые серьезные услуги отечеству, предоставив безвозмездно в распоряжение Правительства 10 быстроходных пароходов» для перевозки войск, артиллерии, интендантских грузов и т.д.
По данным исследователей Ю.Н Трифонова и Б. В. Лемачко, на суда РОПиТ устанавливались 4-фунтовые орудия, и они в качестве вооруженных пароходов обслуживали минные заграждения Одессы и Севастополя. В число мобилизованных вошли и три указанных судна.
Похоже начиналась судьба у «Сестрицы», также построенной в Ньюкасле для РОПиТ и с 1857 года эксплуатировавшейся на Черном море (порт приписки Одесса). Однако в 1876 году судно было выкуплено правительством и после установки на нем орудий зачислено в состав Дунайской военной флотилии. (Cледует обратить внимание на расхождение некоторых сведений. В отличие от информации РОПиТ, другой достаточно авторитетный источник, профессор С.И. Иловайский в «Историческом очерке пятидесятилетия РОПиТ» пишет, что перечисленные суда в общей группе из 12 пароходов были не безвозмездно переданы, а проданы в 1876 году акционерным обществом правительству за 395 тыс. руб. В данной публикации судьба судов прослеживается только до начала Гражданской войны).
Буксирно-пассажирские пароходы «Дедушка» и «Бабушка» были построены в адмиралтействе РОПиТ в Севастополе в 1871 году, приписаны к порту Севастополь, начинали эксплуатироваться в Днепро-Бугском лимане. «Дедушка» совершал также рейсы в Одессу и Севастополь. В 1906 году он был списан и переоборудован в блокшив (плавучий склад). В 1905 году портом приписки «Бабушки» стала Одесса, судно оставалось в эксплуатации и после национализации РОПиТ.
В 1882 году по заказу РОПиТ на судоверфи в Линце (в то время Австро-Венгрия) были спущены на воду товаропассажирские пароходы «Брат» и «Сестра», первоначально предназначенные для работы на Днестре и поэтому имевшие осадку всего в 0,83 м, значительно меньшую, чем другие представленные в таблице суда. Пароходы приписали к порту Одесса. Их постройке предшествовала специально организованная в 1881 году экспедиция по Днестру на пароходе «Граф Воронцов» под руководством директора-распорядителя РОПиТ адмирала Н.М. Чихачева. Исследование, как пишет С.И. Иловайский, исходило «из уверенности, что плавание пароходов РОПиТ по Днестру, если таковое окажется возможным, принесет пользу краю и обществу». Результат экспедиции оказался обнадеживающим — от хлебной пристани Сороки до устья реки на протяжении 600 верст по Днестру после установки щитов на некоторых перекатах суда могли плавать. Поэтому одновременно с «Братом» и «Сестрой» акционерное общество заказало для Днестра 10 металлических и 20 деревянных барж (так называемых «берлин»). Позднее «Брат» и «Сестра» плавали по Днепру ниже порогов. По ряду источников в 1896 году во время очередного рейса из Александровска «Сестра» налетела на подводный камень, получила пробоину в носовой части и вынуждена была выброситься на берег, однако пассажиры и груз не пострадали. У С.И. Иловайского, детально описывающего по годам деятельность РОПиТ, включая происшествия с судами, этот случай не нашел отражения. В 1915 году в период первой мировой войны оба рассматриваемых судна ненадолго были мобилизованы, затем возвращены РОПиТ и продолжали эксплуатироваться.
Товарный пароход «Первенец» после спуска на воду в 1869 году, приписанный к порту Севастополь, использовался на перевозке по реке Дон антрацита между Ростовом-на-Дону и Аксайской пристанью, совершал также отдельные рейсы на Кавказ. В один их таких рейсов в декабре 1870 года во время сильного шторма «Первенец» был выброшен на каменный берег вблизи Геленджикской бухты. Обошлось без жертв, пароход был отремонтирован в Севастополе.
В ночь на 3 декабря 1875 года на переходе из Батума в Поти из-за сильной зыби судно не смогло преодолеть бар у входа в реку Риони, капитан Буянович решил отстояться на рейде. Однако ночью пароход был выброшен на отмель, его кормовая часть оторвалась, весь экипаж погиб. Остатки парохода море засыпало песком. В ту же ночь также была выброшена на берег стоявшая на Потийском рейде баржа № 34 РОПиТ, и здесь не обошлось без жертвы — старшина баржи утонул. Балансовая стоимость погибших судов РОПиТ составила 221 тыс. руб.
Буксирно-пассажирский пароход «Днепр» постройки 1872 года, приобретенный РОПиТ в 1874 году у Товарищества Новороссийского пароходства, был переименован в «Сынок» и приписан к порту Одесса. Пароход эксплуатировался на Днестре между Дубоссарами и Одессой, в 1898 году он был продан судовладельцу Н. Спозито из Херсона.
Одновременно с «Днепром» в 1874 году у того же судовладельца РОПиТ приобрел пароход «Днестр» постройки 1857 года. Судно получило название «Дочка» (первая), его портом приписки стала Одесса, однако в составе флота РОПиТ пароход пребывал только 2 года и в 1876 году был продан правительству в составе указанной выше группы из 12 судов. Под таким же названием вторая «Дочка» была построена по заказу РОПиТ в Линце в 1879 году. Пароход был приписан к Одессе, эксплуатировался на Днестре между Дубоссарами и Одессой и в 1898 году был продан одновременно с «Сынком» судовладельцу Н. Спозито.
Буксирно-пассажирский пароход «Макс», построенный в 1894 году на судоверфи в Линце, был приобретен РОПиТ в 1899 году, получил название «Внучек». Портом его приписки была Одесса, эксплуатировалось судно в низовьях Дуная. Эти сведения приводят Ю.Н. Трифонов и Б.В. Лемачко. Однако в упоминавшемся труде С.И. Иловайского содержится несколько иная информация: пароход был построен в Будапеште и приобретен РОПиТ для замены на Мариупольском рейде проданного на лом другого парохода «Внучек», который эксплуатировался акционерным обществом с 1872 года. (За неимением иных сведений о первом «Внучке» он в данной публикации не рассматривается).
Буксирный пароход «Европа», построенный в Лондоне в 1862 году, был приобретен РОПиТ в 1866 году, переименован в «Дядю» и приписан к порту Одесса. Как пишет С. И. Иловайский, «Дядя» и одновременно приобретенный с ним пароход «Граф Воронцов» «вместе с шестью железными баржами были куплены для усиления буксирных средств Общества... Эта покупка оказалась весьма выгодною». В 1892 году «Дядя» за ветхостью был разобран.
Буксирный пароход «Тетка» был построен по заказу РОПиТ в Англии в 1859 году, его портом приписки стала Одесса. Судно эксплуатировалось на Черном и Азовском морях. В 1884 году акционерное общество списало и переделало в баржи 3 своих парохода, среди них была «Тетка».
Буксирный пароход «Ефруси», построенный в Англии в 1869 году для российского судовладельца, после смены четырех собственников был приобретен в 1887 году РОПиТ и переименован в «Зятя». Судно было приписано к порту Одесса. Спустя 7 лет, в 1894 году, РОПиТ списал и переделал в баржи 3 парохода, среди которых был и «Зять».
Буксирно-пассажирский пароход «Тесть» был построен на судоверфи РОПиТ в Севастополе в 1883 году, приписан к порту Одесса, эксплуатировался на Днепре, обеспечивая грузопассажирскую линию между Херсоном и Александровском. В 1898 году «Тесть» был выкуплен уже упоминавшимся выше судовладельцем Н. Спозито для нужд Днепровского буксирного общества.
Такой же оказалась судьба буксирно-пассажирского парохода «Теща»: построенный в Севастополе в 1881 году, он был приписан к порту Одесса, работал между Херсоном и Александровском, в 1898 году продан Н. Спозито.
Яков Шпигельман,
почетный работник морского транспорта Украины
Источник: Порты Украины, № 05 (127) 2013
Еще детали (из сайта Крымология):
Дочка (пароход, 1879)
колесный буксирно-пассажирский пароход
История парохода «Дочка»
В 1879 году по заказу РОПиТ на судоверфи «Meyer» в Линце (Австро-Венгрия) был построен колесный буксирно-пассажирский пароход под наименованием «Дочка».
По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Одессе пароход числился под № 430. Он эксплуатировался на реке Днестр между Дубоссарами и Одессой.
В 1898 году пароход был продан судовладельцу Н.И. Спозито из Херсона, а в 1912 году — Н.И. Филипьеву и Е.Э. Картавцову из Одессы.
Судно в это время служило на грузопассажирских линиях на реке Днепр ниже порогов.
В 1913 году судно перешло в собственность Акционерного общества «Русское Черноморско-Днепровское пароходство».
Во время Гражданской войны, 7 февраля 1920 года, буксирный пароход «Дочка» национализировали и передали Черномортрану, а в 1923 году списали.
Дополнительные характеристики парохода «Дочка»
Вместимость 201,13 брт
Число пассажиров
1-го класса 20
3-го класса 100
Длина, ширина,высота
44,13 м/6,46 м
Осадка 1,2 м
Экипаж 12 чел.
Дополнительные сведения
Силовые установки наклонная паровая машина низкого давления
Мощность - 300 л.с.
Ходовые характеристики
Скорость - 10 узлов
Немає коментарів:
Дописати коментар