Что общего у обороны Геническа в 1941 году, казначеем Успенского собора итальянского происхождения, советским дипломатом, убитым в Варшаве и Днепро-Бугским лиманом? Пароходы. И самоотверженные люди, которые на них плавали. Сегодня пойдет речь про "Тестя" и "Тещу" херсонского пассажирского флота.
Разбирая историю участия Лейхетнбергского герцога в освобождении Херсона от красных в 1919 году, я наткнулся на смешные имена херсонских пароходиков, которые "работали" на линии Херсон - Александровск (современное Запорожье). Их называли "Тесть" и "Теща". Работали они вместе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
Их построили в начале 80-х годов в качестве буксиров в Севастополе по заказу Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Они отработали десять лет в Одессе, а потом их прикупил херсонский судовладелец итальянского происхождения Николай Спозито.
Николай Спозито |
Отец Николая Ивановича, Джузеппе Спозито родился в Неаполитанском королевстве, перебрался в Херсон и основал судоверфь.
Сын продолжил и приумножил дело своего отца. Он строил корабли, держал судоходную компанию, торговал зерном. Его имя до сих пор хорошо помнят на побережье Черного моря. В Белгород-Днестровском сохранились причалы Спозито, в Аккермане – его вспоминают как основателя конки (трамвай на конной тяге), в Одессе возродили международный музыкальный конкурс его имени. Оказывается, Николай Спозито активно развивал музыку. Он один из создателей Херсонского музыкального училища.
А еще Николай Иванович многие годы активно поддерживал Успенский собор, входил в попечительный совет при соборе. В хмурые времена Советской власти, в последние годы своей жизни, глубоким стариком Николай Спозито стал сначала казначеем, потом старостой собора, пытаясь спасти его от закрытия. Но, увы, ему это не удалось. И в 1930 году собор был закрыт.
Но до этого хмурого времени было еще целых тридцать лет. А тогда, в конце 90-х, буксирно-пассажирские пароходики «Тесть» и «Теща» ходили по линии Херсон – Александровск. «Теща» была поменьше, там могло быть всего девять пассажиров, поэтому она в основном занималась буксирным делом. И к 1906 году ее ресурс окончательно был выработан и ее списали.
Буксирно-пассажирский пароход "Тесть" на причале в Николаеве |
«Тесть» остался один. И казалось, что его жизнь закончилось. Но, нет. Она только начиналась. И в будущем была полна героических приключений.
В 1915 год буксир мобилизовали на войну. Его включили в состав Дунайской экспедиции особого назначения и целый год он участвовал в военных операциях по поддержке Сербии. Это малоизвестная страница в истории Первой мировой войны в последние годы, благодаря исследованиям С.Тюрикова была восстановлена: Экспедиция особого назначения проводила активные боевые действия на Дунае, разминировала минные поля, оказывала военно-техническую поддержку Сербии.
Весной 1916 года «Тестя» отправляют на капитальный ремонт и летом того же года с новым именем Т-282 отправляют в 8-го дивизион Бригады траления Черноморского флота. Теперь «Тесть» становится тральщиком. Летом 1917 года у «Тестя» новое имя Т-382. В 1918 году он уже в составе Первого дивизиона тральщиков бригады траления Украинской народной республики. Позже – во флоте Украинской Державы.
В ноябре 1918 года, после того, как значительная часть военных не поддержала антигетманского восстания, тральщик оказался в составе Морских сил Юга России (белых добровольцев) и сражается с красными.
31 января 1920 года судно было захвачено в Николаеве частями РККА. Ему возвратили прежнее название «Тесть». И боевая служба 38-летнего тральщика началась уже под красным флагом.
В составе Действующего отряда Морских сил Черного моря Красной армии «Тесть» активно ставит минные заграждения в Днепро-Бугском лимане. А после окончания боевых действий, до 1925 года его главной задачей будет уже разминирование морских коммуникаций в Черном море.
В 1915 год буксир мобилизовали на войну. Его включили в состав Дунайской экспедиции особого назначения и целый год он участвовал в военных операциях по поддержке Сербии. Это малоизвестная страница в истории Первой мировой войны в последние годы, благодаря исследованиям С.Тюрикова была восстановлена: Экспедиция особого назначения проводила активные боевые действия на Дунае, разминировала минные поля, оказывала военно-техническую поддержку Сербии.
Весной 1916 года «Тестя» отправляют на капитальный ремонт и летом того же года с новым именем Т-282 отправляют в 8-го дивизион Бригады траления Черноморского флота. Теперь «Тесть» становится тральщиком. Летом 1917 года у «Тестя» новое имя Т-382. В 1918 году он уже в составе Первого дивизиона тральщиков бригады траления Украинской народной республики. Позже – во флоте Украинской Державы.
В ноябре 1918 года, после того, как значительная часть военных не поддержала антигетманского восстания, тральщик оказался в составе Морских сил Юга России (белых добровольцев) и сражается с красными.
31 января 1920 года судно было захвачено в Николаеве частями РККА. Ему возвратили прежнее название «Тесть». И боевая служба 38-летнего тральщика началась уже под красным флагом.
В составе Действующего отряда Морских сил Черного моря Красной армии «Тесть» активно ставит минные заграждения в Днепро-Бугском лимане. А после окончания боевых действий, до 1925 года его главной задачей будет уже разминирование морских коммуникаций в Черном море.
Петр Войков во время визита Бориса Чичерина в Варшаву. 1925 год |
В июле 1926 года «Тесть» возвратили советскому торговому флоту, а в 1927 году в память полномочного представителя СССР в Польше Петра Лазаревича Войкова, дали новое имя «Войков». Петр Войков по кличке «Белокурый» - уроженец Крыма, профессиональный революционер-террорист, один из организаторов расстрела царской семьи в 1918 году. За это и был убит в Варшаве русским эмигрантом.
В 1934 году буксир вошел в состав Азовского государственного морского пароходства. После ремонта, пароход «Войков» стал работать на грузо-пассажирских линиях в Керченском проливе.
После начала Великой Отечественной войны, 22 июля 1941 года «Войков» мобилизовали, приняли от Азовского государственного морского пароходства, переоборудовали в сторожевой корабль-тральщик и 10 августа 1941 года включили в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. Вооружение его состояло из двух 45-мм орудий и четырех 7,62-мм пулеметов. Судно принимало активное участие в боевых действиях на Азовском море, в обороне Геничевска, Ейска и Темрюка.
В 1934 году буксир вошел в состав Азовского государственного морского пароходства. После ремонта, пароход «Войков» стал работать на грузо-пассажирских линиях в Керченском проливе.
После начала Великой Отечественной войны, 22 июля 1941 года «Войков» мобилизовали, приняли от Азовского государственного морского пароходства, переоборудовали в сторожевой корабль-тральщик и 10 августа 1941 года включили в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. Вооружение его состояло из двух 45-мм орудий и четырех 7,62-мм пулеметов. Судно принимало активное участие в боевых действиях на Азовском море, в обороне Геничевска, Ейска и Темрюка.
20 августа 1942 года шестидесятилетний корабль при прорыве из Темрюка в Тамань в 4 ч 55 мин сел на мель в районе мыса Такиль и был раcстрелян германской полевой артиллерией.
Так закончилась судьба херсонского работяги «Тестя», который должен был тягать баржи, перевозить пассажиров, а поучаствовал в трех войнах. И погиб геройской смертью.
В статье использовал материалы сайта «Ретрофлот»
Обзор подготовил Дементий Белый
Так закончилась судьба херсонского работяги «Тестя», который должен был тягать баржи, перевозить пассажиров, а поучаствовал в трех войнах. И погиб геройской смертью.
В статье использовал материалы сайта «Ретрофлот»
Обзор подготовил Дементий Белый
Немає коментарів:
Дописати коментар