В предыдущем материале мы рассказали о Вольных матросах, о том, кто это, сколько их были. Привели некоторые цифры. Сегодня мы продолжаем тему и печатаем отрывок из важного исторического источника - Материалов для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Том Херсонская губерния издания 1863 года, под редакцией Александр Оттовича Шмидта.
ВОЛЬНЫЕ МАТРОСЫ
Сословие вольных матросов образовалось в
Херсонской губернии в 1840 году, вследствие особой заботливости
правительства. Чтобы вполне понять это учреждение, необходимо сделать
краткий обзор причин, побудивших правительство к образованию этого
сословия, и тогда только можно оценить те выгоды, которые
доставляются им.
Когда мы придвинулись к берегам Черного моря,
то естественным стремлением правительства сделалось овладеть его
водами, что могло быть достигнуто только через усиление флота на его
водах. Для содержания флота и для постоянных потребностей его, Черное
море представляет и поныне, по дешевизне материалов, более
благоприятные условия, чем какая-либо из держав Европы (130).
Но тогдашнее поселение побережья Черного моря, только что начинавшее
водворяться, не могло дать из своей среды моряков, и потому
правительство обратило главнейшее внимание на образование морских
экипажей из людей разных мест империи.
Между тем, желая развить русское
торговое мореходство и создать здесь сословие русских моряков, оно
обязывало русских судовщиков держать на своих кораблях не менее
половины экипажа из русских же подданных, а если шкипера были из
иностранцев, то, в числе экипажа, русских должно было быть не менее
двух третей.
Постановление это состоялось еще в 1797 году. В
царствование Императора Александра I безусловно поведено было, чтобы на
кораблях, совершающих большое плавание, шкипер и половина экипажа были
русские. Но эти меры не достигли цели. Дешевизна постройки судов и
различных потребностей для их снаряжения могла дозволить русским
судохозяевам понизить фрахты и вступить в конкуренцию с иностранными
кораблями; но условия найма шкиперов и экипажа уничтожали все эти
выгоды.
Судохозяева искали русских шкиперов и матросов, но не находили
их. Для того, чтобы корабли могли пускаться в путь, им нужно было
нанимать людей вовсе не бывших на море, большею частью даже
неблагонадежных. Формальности, которые сопровождали наем людей в
матросы, еще более стесняли наше мореходство, Поручительство,
обеспечение в исправном платеже податей, публикации и прочие условия
для получения заграничных паспортов, отнимали почти всякую возможность
образоваться в среде местного населения сословию матросов. Точно также
с иностранных судов являлись матросы и шкипера, в которых большею
частью не нуждались их хозяева, по их безнравственности или незнанию.
Кроме этих стеснений, развитие русского мореходства встречало
препятствия в частых крушениях, которые случались именно от незнания
шкиперами и матросами своего дела.
В 1809 году, Высочайше разрешено
было судохозяевам принимать в состав своих экипажей произвольное число
иностранцев, но под условием, в случае захвата их судов, не утруждать
правительство просьбам о защите их.
Герцог Ришельё, желая помочь купеческому
флоту, признал лучшим средством — призвать иностранных матросов к
русскому подданству, обещая им, от имени правительства, большие льготы.
По предложению братьев Ларовихово, он вызывал вольных матросов из
Генуи, Ливорно и других мест Италии, но на призыв его никто не явился.
Граф Воронцов, в 1826 году, с тою же целью поощрения купеческого
мореходства, предложил образовать цех вольных матросов, которые и были
учреждены в 1830 году. Но опыт показал, что устройство этих цехов
не могло содействовать увеличению числа матросов. Кроме уплаты подушной
подати, матросы облагались еще побором на содержание цеховой управы и
обязаны были уплачивать денежные повинности вперед, до выхода в море.
Недостаток в людях, способных для мореплавания, доходит до того, что
матросы для судов каботажных (131) поступали люди, вовсе не
видавшие моря, прямо от сохи, а шкипера были из матросов, совершивших
несколько рейсов. Граф Воронцов предложил усилить число желавших
записаться в вольные матросы, дарованием им особых льгот, и обезпечить
самое образование их, как моряков.
Кроме того предположено было
распространить эти льготы преимущественно на прибрежное население
больших рек, Днепра и Днестра, и образовать общества вольных матросов в
Никополе и Алешках. В 1834 году проэкт этот получил Высочайшее
утверждение, а к 1840 году образование сословия вольных матросов
распространено и на Херсонскую губернию.
В этом уставе изложены правила, на коих
допускалось образование в Новороссийском крае вольных матросских
обществ, утвержденных 7 ноября 1839 года; между прочим, тамже изяснено,
что:
1) В общества эти позволяется записываться, но
добровольному согласию, мещанам, казенным крестьянам и всем людям
свободного состояния, без увольнения от обществ, хотя бы числились на
них податные, по прежнему состоянию, недоимки.
2) Записавшиеся в эти общества
освобождаются с детьми их: а) от рекрутского набора, б) от платежа
подушных податей, в) от денежных земских повинностей,
г) от обыкновенного военного постоя и д) от
платежа за усадьбу и огород. Но если они пожелают сохранить за собою
поземельный пай, наравне с прочими крестьянами, то также наравне с ними
уплачивают поземельный оброк и, принадлежа к сельскому
обществу, отбывают все мирские по оному повинности, с изятием, при
раскладке по душам, тех, которые находятся в море.
3) Все означенные льготы должны
относиться к тем только семействам, которые имеют хотя одного члена в
море; если же ни одного из них не будет в море более трех
лет сряду, без уважительной к тому причины, то
дарованные семейству льготы прекращаются.
4) При первоначальном образовании
обществ принимать как женатых, так и неженатых, от 17 до 35 лет; но в
последствии, когда образовавшееся общество не будет еще
иметь полного комплекта, принимать только молодых людей не моложе 17 и
не старее 20 лет.
5) Так как не все крестьяне тех селений,
в коих будут учреждены вольные матросские общества, могут поступать в
оные, потому что не только в семействах есть люди неспособные к службе
матросской, но находятся и такия семейства, в которых нет ни одного
человека годного к этой службе, то селения эти
оставлены в управлении государственных
имуществ, которому подлежат и военные матросы;
но, для заведывания внутренними полицейскими и
хозяйственными делами, дозволено этих последних иметь
своих выборных.
В 1840 году считалось уже в 8-ми городах и
27-ми селениях, в которых учредились общества вольных матросов, 2,313
душ.
Из этого числа, в следующем году поступило во флот в первый раз
252 человека; между тем тогдашняя потребность одного каботажного
судоходства простиралась до 5,000 матросов (132). В сентябре
1846 года считалось в Херсонской губернии с Одесским градоначальством,
во всех вольных матросских обществах, 2,859 душ мужского пола и 1,818
женского.
В 1860 году численность этих обществ возрасла до 3,086 душ
мужского пола и 2,836 женского.
Таблица №14 показывает как
распределение этих обществ по губернии, так и положение их
хозяйства.
ТАБЛИЦА № 14.
Первая колонка: название мест,
Вторая: число мужчин
Третья: число женщин
Четвертая - пятая десятин и сажень земли
Шестая - седьмая - восьмая и девятая: количество скота - рабочего, гужевого, овец, свиней.
Десятая: число матросов, окончившие пятилетнюю службу в пароходстве и торговле
Одиннадцатая: число матросов, состоящих в службе в обществе и находящихся в море
Двенадцатая: число матросов из окончивших пятилетнюю службу
В г. Херсоне 227 178 160 - 57 56 - - 57 33 24
Николаеве . . 37 37 20 - 24 30 - - 3 - 1
Очакове. . . . 36 41 34 - 26 24 - - 11 - -
Одессе 775 688 180 - 395 6 50 - 228 63 63
Овидиополе . 349 287 816 - 100 1 150 - 114 20 37
Новых-Дубоссар.63 69 17 - 14 - 15 2 14 2 -
Тирасполе . . . 2 16 - - - - - - 2 - -
Станиславе . . 131 130 208 - 70 14 - 60 20 22 15
Калужском . . 69 67 259 - 105 11 183 - 20 7 5
Качкаропке . . 265 251 1,510 1,304 473 14 - 68 94 21 -
Леонтьевке . . 149 143 146 - 170 4 205 20 36 1 -
Ново-Николаевке10 5 35 - 3 - 11 - 2 - -
Калаглее . . 335 322 1,435 - 115 30 60 20 70 22 -
Беляевке 14 11 52 - 7 7 2 - 1 7 -
Ясске 125 118 230 - 48 4 81 10 31 7 -
Троицком 10 6 60 - 4 2 10 - - 2 -
Греденице 72 64 350 - 150 30 70 15 22 5 -
Слободзее 15 22 - - 31 26 - 7 3 2 -
Незавертайловке4 8 - - 16 8 - 3 - 1 -
Чобруче 65 50 - - 96 30 19 45 13 4 -
Коротном 4 4 - - - - - - - - -
Суклее 6 3 - - 12 4 - 4 - - -
Карагаше 4 4 - - 5 1 - 2 1 - -
Кошнице 31 31 - - 39 4 16 - 4 - -
Лунге 6 9 - - 2 - - 6 2 - -
Маловати 4 4 - - 4 - - 5 2 - -
Рогах 4 2 - - - - - 2 1 - -
Дубовом 7 5 - - 6 - - - 1 - -
Ташлыке 12 12 - - 8 4 - 6 2 1 -
Буторах 33 42 - - 28 16 35 12 4 1 -
Спее 138 137 - - 68 25 55 50 23 3 -
Тее 67 59 - - 30 8 40 28 8 2 -
Токмодзее 17 10 - - 25 10 25 17 2 - -
Малаештах 3 1 - - - - - 4 1 - -
Итого 3,086 2,836 5,798 1,304 2,149 447 1,027 385 492 210 145
Примечание. 1) Матросы г.
Тирасполя и с. Коротного
занимаются промыслом вне своих обществ и
оседлостей не имеют.
2) Матросы Тираспольского уезда только в
последних семи селениях получили в надел от обществ 286 дес; большая
часть из них, равно как и прочих селений Тираспольского
уезда, нанимают землю у помещиков и прочих землевладельцев, в
количестве потребном для их хозяйства.
3) Вольным
матросам 12 ноября 1857 года
разрешено вступать на
приготовительную, 5-ти-летнюю службу, за
недостатком мест в военном флоте, на параходы русского
общества пароходства и торговли, и на военные транспорты
Черного моря, с тем, чтобы, в первом случае, следуемое на
них довольствие производилось обществом.
Из этой таблицы мы можем сделать следующие
заключения:
1) Численность матросских обществ
в течение 20-летнего их существования, со времени
учреждения, увеличилась незначительно.
2) На ревизскую душу приходится в общей
сложности всего 1,88 десятин земли; рабочего скота 0,69, хотя
некоторые из них и не имеют земли, а нанимают ее у помещиков; но,
сравнивая означенное количество рабочего скота у них и у
государственных крестьян, можно полагать, что земледелие у первых
находится в большем развитии, чем у последних, тем более, что из числа
их некоторые занимаются промыслами и оседлости не имеют.
3) Хотя численность вольных матросов
далеко не удовретворяет потребностям русского торгового мореплавания,
но учреждение это во всяком случае полезно и даже не представляет
каких-либо убытков для казны, так как, взамен причитавшихся на них
податей и земских сборов и рекрутской повинности, по прежнему их
состоянию, они доставляют флоту матросов таком
числе, что не только заменили, но и вознаградили правительство,
этою службою, за дарованные им льготы.
4) Учреждение обществ вольных
матросов распространено на жителей городов и казенных
селений (и то не всех), только трех южных уездов
губернии. Нет никакого сомнения, что распространение права учреждать
вольно-матросские общества во всех местах губернии и притом всем
сословиям, дало бы морской службе несравненно большее
число людей, свычных с ее требованиями.
Этой последней цели могло бы содействовать
назначение рекрут, поступающих из Херсонской губернии, преимущественно
на службу во флот. Возвращаясь по отставке на родину, многие из них
нашли бы лучшим средством добывать хлеб — службу на купеческих кораблях.
Один недостаток находят кораблехозяева в
вольных матросах — тот, что они, поступая на военные корабли, привыкают
к действиям, по управлению корабля, массами, и чрез это им приходится
как бы вновь выучиваться тем приемам, которые обусловливаются на
купеческих кораблях ограниченным числом экипажа.
В настоящее время заведывание вольными
матросами подлежит канцелярии Новороссийского и Бессарабского
генерал-губернатора.
Немає коментарів:
Дописати коментар