субота, 14 квітня 2018 р.

Про херсонские пароходы: материалы к будущим статьям

Пароход "Тесть". С открытки Николаев № 7. Общий вид на реку Ингул
Пароход "Тесть". С открытки Николаев № 7. Общий вид на реку Ингул
Что общего у обороны Геническа в 1941 году и известным херсонским судовладельцем итальянского происхождения и старостой Успенского собора?
Пароходы. И самоотверженные люди, которые на них плавали.

Мы уже упоминали про "Тестя" и "Тещу" и другие херсонские пароходы в статьях про Николая Спозито, РОПиТ и непростые взаимоотношения между херсонскими судовладельцами. 
А тут наткнулся на несколько справочек с коротким описанием судьбы некоторых херсонских пароходиков. Довольно героическую судьбу, надо сказать.
А потом увидел еще и сайт Ретрофлот с очень качественным описанием всего, что можно найти про старый пароходы. На этом сайте можно позависать с интересом и пользой. 

Выбрал несколько судов, которые работали на херсонских линиях. Колесные буксирно-пассажирские пароходы "Тесть" и "Теща", которые работали на линии "Херсон - Александровск" и буксирный катер "Находка", который работал на линии "Херсон - Вознесенск". Начнем рассказ с "Тестя"


Колесный буксирно-пассажирский пароход «Тесть»

 В 1882 году по заказу РОПиТ на его собственной судоверфи в Севастополе был заложен колесный буксирно-пассажирский пароход «Тесть». В 1883 году он сошел на воду и в этом же году вошел в строй. По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Одессе пароход числился под № 484.

«Тесть» начал эксплуатироваться на грузопассажирской линии между Херсоном и Александровском. В 1899 году буксир приобрел судовладелец Н.И.Спозито, портом приписки осталась Одесса (№ 271). В 1912 году судно стало собственностью Н.И.Филиппьева и Е.Э.Картавцева, в 1913 году буксир стал служить в составе судов Акционерного общества «Русское Черноморско-Днепровское пароходство». Судно могло в это время принимать на борт 10 пассажиров в каютах 1-го класса, 10 в каютах 2-го класса и 50 пассажиров в помещениях 3-го класса.

Во время Первой мировой войны буксир мобилизовали и 23 марта 1915 года включили в состав Дунайской экспедиции особого назначения. В марте 1916 года «Тесть» вернули владельцу, поставившему его на капитальный ремонт с заменой котлов. 24 июля 1916 года под наименованием Т-282 буксир в качестве тральщика вошел в состав 8-го дивизиона Бригады траления Черноморского флота; с июля 1917 года он получил наименование Т-382. На 31 августа 1918 года судно уже числилось в 1-ом дивизионе тральщиков бригады траления Украинской народной республики.

В ноябре 1918 года тральщик вошел в состав Морских сил Юга России. 31 января 1920 года судно было захвачено в Николаеве частями РККА и передано в распоряжение Черномортрана НКПС. Ему возвратили прежнее название «Тесть». Однако 4 июня 1920 года пароход снова мобилизовали, приняли от Главода и в качестве тральщика включили в состав Действующего отряда Морских сил Черного моря. Его сразу же направили для постановки минных заграждений в Днепро-Бугский лиман.

С марта по июнь 1921 года тральщик имел номер Т-1, а с июля — Т-2. С августа 1921 года по апрель 1922 года судно под наименованием «Саки» находилось в распоряжении Государственного Черноморско-Азовского пароходства. С 20 апреля 1922 года судно вновь мобилизовали и тральщик, снова переименованный в «Тесть», до 1924 года принимал участие в боевом тралении морских коммуникаций в Черном море. В мае 1924 года корабль получил бортовой номер 13.

В декабре 1925 года тральщик сдали в порт на долговременное хранение, а в июле 1926 года возвратили «Совтогфлоту». В 1927 году в память полномочного представителя СССР в Польше, убитого белогвардейцами, Петра Лазаревича Войкова, судно получило наименование «Войков». В 1934 году буксир вошел в состав Азовского государственного морского пароходства. После ремонта, пароход «Войков» стал работать на грузо-пассажирских линиях в Керченском проливе.

После начала Великой Отечественной войны, 22 июля 1941 года «Войков» мобилизовали, приняли от Азовского государственного морского пароходства, переоборудовали в сторожевой корабль-тральщик и 10 августа 1941 года включили в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. Вооружение его состояло из двух 45-мм орудий и четырех 7,62-мм пулеметов. Судно принимало активное участие в боевых действиях на Азовском море, в обороне Геничевска, Ейска и Темрюка.

20 августа 1942 года корабль при прорыве из Темрюка в Тамань в 4 ч 55 мин сел на мель в районе мыса Такиль и был раcстрелян германской полевой артиллерией.

Характеристики парохода «Тесть»
Вместимость     173,25 брт
Грузоподъемность     8,2 т
Длина     33.8 м
Ширина     6,4 м
Осадка     1,5 м
Мощность наклонной паровой машины двойного расширения     300 л.с
Скорость хода     8 уз
Экипаж     12 чел.
Число пассажиров 3-го класса     50.

(173 т;. 34,8X6,1X2,7 м; 350 л. е.; 520 миль; 12 чел.; 47-мм ор.2 (в годы гражданской войны); 45-мм ор.2; 7,62-мм пул.4; мачт-1; палуб-1; пассажиров: 1 кл.-12, II кл.12, III кл.126)



Буксир колесный "Теща»
Колесный букснрно-пассажнрский пароход «Тёща»

Колесный букснрно-пассажнрский пароход «Тёща» По заказу РОПиТ на его собственной судоверфи в Севастополе в 1880 году был заложен колесный буксирно-пассажирский пароход.

В 1881 году его спустили на воду и в этом же году ввели в строй. Пароход получил наименование «Тёща». Портом приписки буксира стала Одесса (№ 468). Пароход «Теща» начал эксплуатироваться на линии Херсон—Александровск.

В 1898 году в связи с ликвидацией РОПиТ буксирного дела, пароход «Тёща» был продан предпринимателю Н.И.Спозито и портом приписки буксира стал Херсон. В 1906 году пароход списали.

Характеристики парохода «Великая княгиня Ольга» (вторая)
Вместимость     227,04 брт
Длина     43,4 м
Ширина     6,4 м
Осадка     1,3 м
Мощность наклонной паровой машины двойного расширения     300 л.с
Скорость хода     9 уз
Экипаж     10
Число пассажиров 9

(160 т; 43,0X6,6Х Х2,6 м; 350 л. е.; 7 уз.; 10 чел.; мачт1; палуб 1)


Буксир-катер "Находка»
Построен в 1874 г. по частному заказу предпринимателя Мясоедова в Севастополе.
В 1885 г. переименован в "Аккерман» 
В 1897 г. переименован в "Силач».
Работал на линии Херсон Вознесенск. (4,8 т; 14,0X3,0X1,8 м; 8 л. е.; палуб 1; мачт 1; винт 1).

http://www.imha.ru/knowledge_base/base-18/#.WtITFZcuDIU

Немає коментарів:

Дописати коментар