Херсон. Привокзальная площадь. 1961 - 1962 (?) Группа в ФБ "Старый Херсон" (фото из архива Дмитрия Плотникова) |
Все началось с этой фотографии, которая была опубликована в группе "Старый Херсон". Очень колоритное фото. Под фото возникла оживленная переписка, в ходе которой горожане вспоминали как выглядел Херсон в 50-ые годы. Очень живые и интересные воспоминания. Я с удовольствием их оставил здесь, в рубрике "Топография Херсона". А потом тема стала разрастаться. Разрасталась и публикация. Ее композиция отражает ход появления фотографий и воспоминаний. От этой фотографии - до фото реконструкции. Потом от 30-ых годов до времени начала вокзала и, затем в 70-ые и 2000-ые года.
Итак, какая же была Привокзалка в воспоминаниях горожан.
Валентина Панченко пишет в группе "Старый Херсон": Помню ее такой (как на фото). В 58-61 годах ходила в дет.сад железнодорожников, который находился за деревьями.
Итак, какая же была Привокзалка в воспоминаниях горожан.
Валентина Панченко пишет в группе "Старый Херсон": Помню ее такой (как на фото). В 58-61 годах ходила в дет.сад железнодорожников, который находился за деревьями.
Здание д/с и до сих пор стоит. Площадь была
пыльная, возле центр. входа в здание вокзала стояла зеленая будка, где
продавалось спиртное. Еще помню цыганский
табор, который разместился на площади, детям тогда говорили не
подходить к забору, чтобы не украли. Навсегда запомнила полное солнечное
затмение, когда каждому ребенку выдали осколок покрытого сажей стекла и
мы наблюдали это явление с пониманием происходящего. Много чего еще
вспоминается...
О пустырях и дорогах
Віра Снігур Мама рассказывала что после войны за обл. б-цей до вокзала был пустырь....И вот я его увидела.
Jacob Jacoby а с другой стороны Ушакова простиралось кладбище. Я ещё застал когда оно было возле железной дороги почти
Віра Снігур , Да знаю- и "Петровский " на нем, и ДК ( или что там построили),и стадион, и магазин... Жуть !Tatiana Komarenko В 63 м переехали в нашу квартиру на улице. Зелёной, теперь Шовкуненко. И за нашим домом были посадки шолковицы,это была окраина города, через несколько лет всё радикально изменилось!! Дома стали расти прямо на глазах. В основном строили солдатики! Какая я древняя!
Елена Лебедь В 52 году мои будущие родственники после окончания киевского мединститута не могли зимой добраться от вокзала до областной больницы. дорог не было. Все было завалено снегом.
Как в 50-ые ездили на телегах и возах
Галина Передерей Моя бабушка,в конце 50-х приезжала из села в гости к нам на преднепровку и от вокзала ходили возы на лошадях.
Ирина Фоменко Мне папа рассказывал, что от вокзала до ул. Ленина он ещё ездил на телеге. Это был где-то 56-й год.
Andrey Sakunov я помню с центрального рынка можно было картошку домой на телеге(гужевой)отвезти-позже на мотоцикле с коляской.
Обратим внимание, что вокзал на фото имеет уже современный вид, часть здания двух-этажное. Как пишется в Википедии, "В 1961 году было реконструировано помещение вокзала", то есть, вполне возможно, что на первом фото 1960 или 1961 год.
А вот как проходила реконструкция самой площади. Обратите внимание, что здание еще старое. То есть, перед нами приблизительно 1960 год.
Так площадь выглядела спустя, несколько лет.
Это фотография из семейного архива Натальи Рыбы. Она пишет, что это фото из коробки, которая подписана "Херсон, 1952 год", но многие старожилы уточняют дату создания снимка: приблизительно середина 60-х годов.
Фаина Резидор Мы переехали жить на Ушакова 79 в 1958 году. За нашим домом уже ничего не было до самого вокзала. Мы бегали играть на кладбище., везде были пустыни. Застройка этого района началась гораздо позже
Михаил Толстых Подтверждаю, я жил на К. Маркса 96 в 1957 году, сразу за домом колосилось поле, а за полем был вокзал.
Константин Сухенко Это позже 1960 года. Уже висят троллейбусные линии. (примечание: 10 июня 1960 года первый херсонский троллейбус маршрута № 1 вышел в свой первый рейс. Его маршрут начинался у железнодорожного вокзала, проходил по проспекту Ушакова, улице Перекопской и заканчивался конечной остановкой у пересечения с улицей Хороводной (ныне Ладычука)).
Михайло Єдинович Віадук через колії був побудований приблизно у 1963 -1964 роках. Я думаю, що не раніше 64 року.
А вот перед нами строительство зданий вокруг Привокзальной площади.Фото опубликовано Дмитрием Плотниковым:
Вот эта же фотография улучшенного качества:
Все та же привокзальная площадь. Вид на строящийся завод Петровского и старый автовокзал. Приблизительно 1959-60 год. Справа строится угловая хрущёвка Ушакова № 68. Перед нами конец проспекта Ушакова и начало Привокзальной площади. Отдельно стоящее двух-этажное здание, которое сохранилось до наших дней, "старый автовокзал". Он действовал, пока не построили новое здание около Дубков.
Через несколько лет площадь уже выглядела так:
Привокзальная площадь. 1961 год. Фото из архива С.Макарова. Сам Сергей Макаров - мальчик с чемоданом. Из интересного пишет в группе "Старый Херсон" Константин Сухенко, который и опубликовал эту фотографию:: 1. Нет часов на вокзале. 2. Троллейбус ЛАЗ-695Т сделанный на базе автобуса.
А вот таким был сам железнодорожный вокзал в 1932 году.
На фото мы видим стоящих на земле подводы с запряженными лошадьми, вдалеке - автобус. Кстати, подводы какие-то неуютные для перевозки пассажиров.
На месте современного сквера что-то огражденное деревянным забором, внутри или рядом - тополь.
Ну и фото 1906 года :)
Как видим, у нас было два здания вокзала: довоенное и послевоенное, со вторым этажом. Вот еще фотография одноэтажного железнодорожного вокзала:
Вот описание дореволюционного вокзала известным херсонским краеведом Виктором Хмелем в группе "Старый Херсон": В 1906 году земляные работы на линии Николаев – Херсон достигли должной интенсивности. На начало 1907 года эти работы, включавшие сооружение каменных мостов через балки, на всём протяжении пути были завершены. ВЧЕРНЕ БЫЛО ЗАКОНЧЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО ВСЕХ ВОКЗАЛЬНЫХ и вспомогательных сооружений. То есть, вполне возможно, что фото 1906 года, а само здание еще без внутренних отделочных работ)))
Параллельно с работами по внутренней отделке здания вокзала и подсобных помещений, постройки пакгаузов, водокачки и прокладке водопроводных труб весной того же года(1907) под окнами «приёмного покоя» (зала ожидания)был высажен сад, состоявший из тысячи деревьев( там, где сейчас Привокзальная площадь), а чуть в стороне, западнее здания вокзала, у водокачки( теперь это Грузовой двор) разбит большой сквер.
Вот как описывается открытие железнодорожного сообщения в книге "Херсон. Улицы помнят"(авторы Л. И. Костюк, В. Ф. Ракович, И. Д. Ратнер): …16 октября 1907 г. в жизни Херсона произошло большое событие: открылось железнодорожное сообщение с городом Николаевом. Местная газета «Родной край» писала, что первый поезд прибыл «переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было 80 шт., и все они были заняты прибывшими».
В комментарии этой фотографии Владимир Панкратов написал: "Посмотрите еще одно фото, тут уже явно совдеповское время. По марке автомобилей - где-то начало шестидесятых годов.Кстати на фото как на параде все марки автомобилей выпускавшиеся тогда - ЗИМ, Победа и два Москвича".
У меня, правда, есть сомнение - херсонский ли вокзал на фото, так как мы можем идентифицировать год по маркам машин.
Второй слева автомобиль похож на "Москвич-402", автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год, выпущено 87 658 экземпляров вместе с модификациями.
Как пишется в книге «Херсон. Улицы помнят» "в годы Великой Отечественной войны эта линия Николаев - Херсон была разрушена. Движение возобновилось 4 февраля 1957 г., а спустя 10 лет Херсонское отделение железной дороги перешло на тепловую тягу"
Поэтому вопрос пока остается открытым.
И в завершении этого обзора картина художника Григория Сергеева под названием "Херсон. 1925 год"
Сергей Дяченко рассказывает про художника и его картину: " Это
Григорий Сергеев, Художник 1913 года рождения. А сама работа
называется "Херсон, 1925 г." Понятно, что это и по памяти, и с открытки,
но здесь в общем всё правильно. Только никакой конкретной даты я бы
здесь не ставил. Тюрьма в руинах, завод Гуревича
есть, кладбище тянулось до железной дороги - всё правильно. Но он
аматор, и в этом прелесть. И причем здесь хронологическая и другая
точность? У него, кстати с десяток таких работ про старый Херсон. Самая
известная - "Привоз"
На картине изображена часть Херсона за городскими стенами. На первом плане солнечные часы, посвященные Джону Говарду. Слева - улица Говардовская, которая тянется до железнодорожного вокзала. Скорее, это уже улица Красноармейская. Еще левее - остатки Тюремного замка. Вдалеке - цыганские кибитки, поселок железнодорожников, вокзал. Справа - городское кладбище с Всехсвятской церковью. Вдалеке - бывшие мастерские Гуревича.
про поселок железнодорожников:
Виктор Иванов" Слева, кстати комплекс из красного кирпича. Так вроде до сих пор один дом остался там же. Там сейчас люди живут. Это возле пятиэтажки, где школа "Светофор". Там еще редакция была в свое время "Таврийского Края", куда я писал. И вот не помню, там башня водонапорная есть, или мне это уже приснилось)"
Сергей Дяченко: "Кстати, в работе хорошо показан целый поселочек железнодорожников с управлениями, водонапорной башней, жильем. Он и сейчас есть, но уж сильно его растворили в загадочной новой планировке".
Вот что пишет в группе "Старый Херсон" Виктор Хмель про эту часть города: "К тому же, это как раз место, где демонстрировал свои авиаполеты весной 1912 года Уточкин, а летом здесь приземлялся пилот- штабс-капитан Андреади совершавший перелет в 2000 км."
"Кстати, под дорогой и за развалинами замка видна канава, похоже это и есть начало балки протянувшейся к Кошевой."
Еще некоторое количество снимков с Херсонского форума ks-forum.in.ua:
Как утверждается в материале, что это 50-ые годы, но фото вокзала скорее всего после 1961 года. Уже нет деревьев перед зданием вокзала со стороны площади.
Газета "Надніпрянська правда" 20 декабря 1961 года рассказала про открытие реконструированного вокзала: "Приветливо открылись двери реконструированного железнодорожного вокзала. Долгое время херсонцам и гостям нашего города приходилось мириться с теснотой в помещении, где разместились пригородные кассы. Через него проходил весь поток пассажиров.
Железнодорожный вокзал Херсона
Внутренний вид помещения радует глаз. Никаких архитектурных излишеств, четкие линии, приятная расцветка. Красиво отделаны под искусственный мрамор колонны и панели вестибюля. Блестит мозаичный пол. На второй этаж ведут маршевые ступеньки. Боковые бра, раскошная люстра в центре мягко освещают помещение вечером.
Из вестибюля вправо - открытый вход в кассовый зал. Здесь разместилось отделение связи, есть телефон-автомат, устанавливается кабина для междугородних переговоров. В этом же зале - справочное бюро, кабинет дежурного по вокзалу.
Новой удобной мебелью обустроен зал ожидания. К услугам пассажиров - аптечный киоск, киоск по продаже газет, книг, журналов. Отсюда - вход в ресторан. Малиновые гардины и портьеры, ковровые дорожки создают уют.
На втором этаже разместились комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка. Есть изолятор, комната для дежурного врача, умывальники.
В помещении вокзала работают камеры хранения багажа, рядом разместилось помещение багажного пакгауза и кубовой. В новое "одеяние" преобразился перрон. На высоких столбах - люминесцентные лампы".
и еще несколько сравнительных фотографий в разные годы 1976, 1978 и 2015 годы:
следующее фото:
Как напоминает автор обзора про историю Железнодорожного вокзала, его реконструировали в очередной раз при Г.Кирпе в 2003 году. Вот как это описывает сайт "Транспорт Херсона": "К 225-летию Херсона проведен евроремонт здания вокзала, перрона и
прилегающей территории. Более 40 лет гостей города встречало серое
советское помещение вокзала. Во многих местах штукатурка сыпалась прямо
на головы пассажирам, обветшалая стеклокрошка не придавала эстетического
вида железнодорожным воротам города. Да и сам перрон, вместе с площадью
перед выходом в город, напоминал скорее полустанок послевоенных времен".
Вот еще несколько фотографий 2015 года:
И вот такая она сегодня, Привокзальная площадь с сайта "Туристическая Херсонщина":
Сейчас - это середина десятых годов.
О пустырях и дорогах
Віра Снігур Мама рассказывала что после войны за обл. б-цей до вокзала был пустырь....И вот я его увидела.
Jacob Jacoby а с другой стороны Ушакова простиралось кладбище. Я ещё застал когда оно было возле железной дороги почти
Віра Снігур , Да знаю- и "Петровский " на нем, и ДК ( или что там построили),и стадион, и магазин... Жуть !Tatiana Komarenko В 63 м переехали в нашу квартиру на улице. Зелёной, теперь Шовкуненко. И за нашим домом были посадки шолковицы,это была окраина города, через несколько лет всё радикально изменилось!! Дома стали расти прямо на глазах. В основном строили солдатики! Какая я древняя!
Елена Лебедь В 52 году мои будущие родственники после окончания киевского мединститута не могли зимой добраться от вокзала до областной больницы. дорог не было. Все было завалено снегом.
Как в 50-ые ездили на телегах и возах
Галина Передерей Моя бабушка,в конце 50-х приезжала из села в гости к нам на преднепровку и от вокзала ходили возы на лошадях.
Ирина Фоменко Мне папа рассказывал, что от вокзала до ул. Ленина он ещё ездил на телеге. Это был где-то 56-й год.
Andrey Sakunov я помню с центрального рынка можно было картошку домой на телеге(гужевой)отвезти-позже на мотоцикле с коляской.
Обратим внимание, что вокзал на фото имеет уже современный вид, часть здания двух-этажное. Как пишется в Википедии, "В 1961 году было реконструировано помещение вокзала", то есть, вполне возможно, что на первом фото 1960 или 1961 год.
А вот как проходила реконструкция самой площади. Обратите внимание, что здание еще старое. То есть, перед нами приблизительно 1960 год.
Реконструкция Привокзальной площади. Фото с сайта "Мой город Херсон" |
Так площадь выглядела спустя, несколько лет.
Фото из семейного архива Натальи Рыбы. Привокзальная площадь. Херсон. Середина 60-х годов 20 века |
Фаина Резидор Мы переехали жить на Ушакова 79 в 1958 году. За нашим домом уже ничего не было до самого вокзала. Мы бегали играть на кладбище., везде были пустыни. Застройка этого района началась гораздо позже
Михаил Толстых Подтверждаю, я жил на К. Маркса 96 в 1957 году, сразу за домом колосилось поле, а за полем был вокзал.
Константин Сухенко Это позже 1960 года. Уже висят троллейбусные линии. (примечание: 10 июня 1960 года первый херсонский троллейбус маршрута № 1 вышел в свой первый рейс. Его маршрут начинался у железнодорожного вокзала, проходил по проспекту Ушакова, улице Перекопской и заканчивался конечной остановкой у пересечения с улицей Хороводной (ныне Ладычука)).
Михайло Єдинович Віадук через колії був побудований приблизно у 1963 -1964 роках. Я думаю, що не раніше 64 року.
А вот перед нами строительство зданий вокруг Привокзальной площади.Фото опубликовано Дмитрием Плотниковым:
Привокзальная площадь расстраивается. Конец 50-х - начало 60-х годов. Фото из архива Дмитрия Плотникова, опубликовано в группе "Старый Херсон" |
Привокзальная площадь расстраивается. Конец 50-х - начало 60-х годов. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон" |
Все та же привокзальная площадь. Вид на строящийся завод Петровского и старый автовокзал. Приблизительно 1959-60 год. Справа строится угловая хрущёвка Ушакова № 68. Перед нами конец проспекта Ушакова и начало Привокзальной площади. Отдельно стоящее двух-этажное здание, которое сохранилось до наших дней, "старый автовокзал". Он действовал, пока не построили новое здание около Дубков.
Через несколько лет площадь уже выглядела так:
Привокзальная площадь. Херсон. 60-ые годы. Группа "Старый Херсон". Фото из собрания Александра Вороны |
Привокзальная площадь. Херсон. 1961 год. Фото из архива С.Макарова. Группа "Старый Херсон" |
Привокзальная площадь. 1961 год. Фото из архива С.Макарова. Сам Сергей Макаров - мальчик с чемоданом. Из интересного пишет в группе "Старый Херсон" Константин Сухенко, который и опубликовал эту фотографию:: 1. Нет часов на вокзале. 2. Троллейбус ЛАЗ-695Т сделанный на базе автобуса.
А вот таким был сам железнодорожный вокзал в 1932 году.
Ожидание поезда. Железнодорожный вокзал. Херсон. (группа ФБ "Старый Херсон") |
На месте современного сквера что-то огражденное деревянным забором, внутри или рядом - тополь.
Ну и фото 1906 года :)
Железнодорожный вокзал в Херсоне в 1906 году. Строительство еще продолжается. Железнодорожное сообщение начнется только в 1907 году. Фото из группы "Старый Херсон" |
Железнодорожный вокзал. Херсон. Дореволюционное фото. Опубликовал в группе "Старый Херсон" Jonn Uvarov |
Параллельно с работами по внутренней отделке здания вокзала и подсобных помещений, постройки пакгаузов, водокачки и прокладке водопроводных труб весной того же года(1907) под окнами «приёмного покоя» (зала ожидания)был высажен сад, состоявший из тысячи деревьев( там, где сейчас Привокзальная площадь), а чуть в стороне, западнее здания вокзала, у водокачки( теперь это Грузовой двор) разбит большой сквер.
Вот как описывается открытие железнодорожного сообщения в книге "Херсон. Улицы помнят"(авторы Л. И. Костюк, В. Ф. Ракович, И. Д. Ратнер): …16 октября 1907 г. в жизни Херсона произошло большое событие: открылось железнодорожное сообщение с городом Николаевом. Местная газета «Родной край» писала, что первый поезд прибыл «переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было 80 шт., и все они были заняты прибывшими».
Херсон. Железнодорожный вокзал. Фото Владимира Панкратова в группе "Старый Херсон" |
У меня, правда, есть сомнение - херсонский ли вокзал на фото, так как мы можем идентифицировать год по маркам машин.
Второй слева автомобиль похож на "Москвич-402", автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год, выпущено 87 658 экземпляров вместе с модификациями.
Как пишется в книге «Херсон. Улицы помнят» "в годы Великой Отечественной войны эта линия Николаев - Херсон была разрушена. Движение возобновилось 4 февраля 1957 г., а спустя 10 лет Херсонское отделение железной дороги перешло на тепловую тягу"
Поэтому вопрос пока остается открытым.
И в завершении этого обзора картина художника Григория Сергеева под названием "Херсон. 1925 год"
"Херсон. 1925 год". Картина. Автор Григорий Сергеев (Херсонский художественный музей) |
На картине изображена часть Херсона за городскими стенами. На первом плане солнечные часы, посвященные Джону Говарду. Слева - улица Говардовская, которая тянется до железнодорожного вокзала. Скорее, это уже улица Красноармейская. Еще левее - остатки Тюремного замка. Вдалеке - цыганские кибитки, поселок железнодорожников, вокзал. Справа - городское кладбище с Всехсвятской церковью. Вдалеке - бывшие мастерские Гуревича.
про поселок железнодорожников:
Виктор Иванов" Слева, кстати комплекс из красного кирпича. Так вроде до сих пор один дом остался там же. Там сейчас люди живут. Это возле пятиэтажки, где школа "Светофор". Там еще редакция была в свое время "Таврийского Края", куда я писал. И вот не помню, там башня водонапорная есть, или мне это уже приснилось)"
Сергей Дяченко: "Кстати, в работе хорошо показан целый поселочек железнодорожников с управлениями, водонапорной башней, жильем. Он и сейчас есть, но уж сильно его растворили в загадочной новой планировке".
Вот что пишет в группе "Старый Херсон" Виктор Хмель про эту часть города: "К тому же, это как раз место, где демонстрировал свои авиаполеты весной 1912 года Уточкин, а летом здесь приземлялся пилот- штабс-капитан Андреади совершавший перелет в 2000 км."
"Кстати, под дорогой и за развалинами замка видна канава, похоже это и есть начало балки протянувшейся к Кошевой."
Еще некоторое количество снимков с Херсонского форума ks-forum.in.ua:
Как утверждается в материале, что это 50-ые годы, но фото вокзала скорее всего после 1961 года. Уже нет деревьев перед зданием вокзала со стороны площади.
Железнодорожный вокзал. Херсон. Фото с Херсонского форума |
Железнодорожный вокзал Херсона
Внутренний вид помещения радует глаз. Никаких архитектурных излишеств, четкие линии, приятная расцветка. Красиво отделаны под искусственный мрамор колонны и панели вестибюля. Блестит мозаичный пол. На второй этаж ведут маршевые ступеньки. Боковые бра, раскошная люстра в центре мягко освещают помещение вечером.
Из вестибюля вправо - открытый вход в кассовый зал. Здесь разместилось отделение связи, есть телефон-автомат, устанавливается кабина для междугородних переговоров. В этом же зале - справочное бюро, кабинет дежурного по вокзалу.
Новой удобной мебелью обустроен зал ожидания. К услугам пассажиров - аптечный киоск, киоск по продаже газет, книг, журналов. Отсюда - вход в ресторан. Малиновые гардины и портьеры, ковровые дорожки создают уют.
На втором этаже разместились комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка. Есть изолятор, комната для дежурного врача, умывальники.
В помещении вокзала работают камеры хранения багажа, рядом разместилось помещение багажного пакгауза и кубовой. В новое "одеяние" преобразился перрон. На высоких столбах - люминесцентные лампы".
и еще несколько сравнительных фотографий в разные годы 1976, 1978 и 2015 годы:
Железнодорожный вокзал Херсона – история и современность - 1976 год и 2015 года. Фото Херсонский форум. |
следующее фото:
Железнодорожный вокзал Херсона – история и современность - 1978 год и 2015 года. Фото Херсонский форум. |
Вот еще несколько фотографий 2015 года:
И вот такая она сегодня, Привокзальная площадь с сайта "Туристическая Херсонщина":
Железнодорожный вокзал. Херсон. Сейчас. Фото сайта "Туристическая Херсонщина" |
Немає коментарів:
Дописати коментар