неділя, 18 березня 2018 р.

Несколько слов про первые автобусы в Херсоне

В ожидании поезда. Железнодорожный вокзал. Херсон. 1932 год. Фото из книги  Виктора Пиворовича и Сергея Беляева "Херсон и его жители", издание 2011 года. - с. 286
В ожидании поезда. Железнодорожный вокзал. Херсон. 1932 год. Фото из книги  Виктора Пиворовича и Сергея Беляева "Херсон и его жители", издание 2011 года. - с. 286
На фото Херсонского железнодорожного вокзала 1932 года, которое было опубликовано в фундаментальной книге "Херсон и его жители", видно, как у входа на вокзал дожидается пассажиров автобус, Я стал разбираться, что за автобус. Оказывается, это автобусы марки "Я-3" (Ярославль).


29 сентября 1927 года из Москвы в Херсон прибыли первые три автобуса марки «Я-3», собранные на заводах «Автопромторга». В автобусе было 22 сидячих места, кроме того, разрешалось стоять ещё не более, чем шести пассажирам.
Автобусы "Я-3" работали в Херсоне с 1927 по 1933 год по трем маршрутам. Фото сайта "Транспорт Херсона"
Автобусы "Я-3" работали в Херсоне с 1927 по 1933 год по трем маршрутам. Фото сайта "Транспорт Херсона"


С Я-3 получилась интересная история. Дело в том, что это тяжелый грузовик, который выпускался в Ярославле на базе грузовика Уайт-АМО (АМО - автомобильное московское общество, будущий ЗИЛ). Так, вот как получился серийный отечественный автобус: «Автомобильное Московское общество» ставит на шасси трехтонного грузовика Я-3 ярославского завода кузов с местами для 22 пассажиров. Фактически, кузов был копией английской модели "Лейланд", за что автобус и получил прозвище «Лейланд-Москва».

Таким был первый херсонский автобус "Я-3" по прозвищу "Лейланд-Москва".

29 сентября 1927 года в 9 часов вечера автобусы были осмотрены членами окрисполкома и на следующее утро с 6-00 автобусы начали свою работу.

Расписание было следующим: в будние дни с 6-00 до 22-00, в выходные и праздничные дни с 8-00 до 24-00.

Автобусы ходили по трём маршрутам:
1-й маршрут – с Военного форштадта через центр города и Качельную улицу (потом долгие годы улица Сорокина, а с февраля 2016 года снова Качельная :-) ) к Фан-Юнговскому мосту на Сухарное;

2-й маршрут – от Александровской площади (нынешний ориентир – вспомогательная школа №2) через центр города и порт до вокзала и завода им. Петровского;

3-й маршрут – от Зеленого базара (порт) до вокзала и завода им. Петровского.

Газета "Рабочий", 29 сентября 1927 года
Газета "Рабочий", 29 сентября 1927 года
Вот, что писала газета "Рабочий" 29 сентября 1927 года (копию заметки опубликовал Виктор Хмель):
"
"Довольно месить грязь. Окраины связаны с городом. В Херсон прибыли автобусы" - заметка из газеты "Рабочий"
Копию заметки опубликовал Виктор Хмель.

"Довольно месить грязь. Окраины связаны с городом. В Херсон прибыли автобусы

Вчера, утром, в Херсон прибыли три автобуса, которые вчера днем совершили пробный пробег по автобусным линиям города.
Автобусы марки "Я 3е" построены на заводах Автопромторга, исключительно из советских материалов.
Каждый автобус имеет 22 места для сидения и разрешается стоять не более 6 чел.
Стоимость каждого автобуса 26 500 рублей.
Испытание автобусов в Москве и Херсоне дали хорошие результаты.
 

ДВИЖЕНИЕ НАЧНЕТСЯ ЗАВТРА
Движение автобусов по городу начнется с завтрашнего дня. С 6 до 7 утра автобусы будут перевозить рабочих, а с 7 утра до 10 часов вечера и в праздничные дни с 8 утра и до 12 часов ночи будут совершать регулярные рейсы.

С ВОЕННОГО НА СУХАРНОЕ, С ЗАБАЛКИ ДО ВОКЗАЛА
Автобусы будут курсировать по трем линиям:
Первая линия: с Военного форштадта через чентр города до Фан-Юнговского моста (Сухарное).
Вторая линия: с Александровской площади (Забалка) через центр города и порт до вокзала и завода им. Петровского.
Третья линия: с Зеленого базара (порт) до вокзала и завода им. Петровского.

ИЗ КОНЦА В КОНЕЦ ЗА ПЯТИАЛТЫННЫЙ
За каждый конец будет взиматься 5 коп.
Город разбит на три участка. Стоимость проезда по всему первому участку устанавливается в 15 копеек, а по второму и третьему участкам - 20 коп.

НА СОТНЮ БИЛЕТОВ СКИДКА

Все военные, кооперативные, государственные и профессиональные учреждения будут пользоваться 10% скидкой, если они приобретут сразу не менее 100 билетов.

БЕРЕГИ МАШИНУ
Горсовет и Местхоз обращаются к населению Херсона с просьбой относиться к автобусам как можно бережнее и подчиняться всем правилам.

СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ РЕЙС
Сегодня в 9 часов вечера автобусы подойдут к зданию Окрисполкома и, после осмотра их членами пленума Окрисполкома и Горсовета, развезут членов пленума в разные концы города по линиям движения".


Газета "Рабочий", 29 сентября 1927 года

Первые автобусы были также запечатлены на двух фотографиях серии почтовых карточек "Пейзажи Херсона" ("Краєвиди Херсону") Гавриила Людвиговича Раппепорта (1893 - 1935), которые были изданы в издательстве "Червоний селянін", как приложение к газете "Наддніпрянська правда" в 1928 году - "Военное" и "улица 1 мая" (сейчас называется улица Суворова). Серия "Краєвиди Херсону"состояла из 12 почтовых карточек.
Г.Раппепорт. Военное. Херсон. Фото 5. Поштова картка
Г.Раппепорт. Военное. Херсон. Фото 5. Почтовая карточка. 1928 год
  
Г.Раппепорт. Военное. Херсон. Фото 5. Почтовая карточка. 1928 год
Г.Раппепорт. Военное. Херсон. Фото 5. Почтовая карточка. 1928 год
Г.Раппепорт. ул. 1 Мая. Херсон. Фото 2. Почтовая карточка. 1928 год
Г.Раппепорт. ул. 1 Мая. Херсон. Фото 2. Почтовая карточка. 1928 год


В 1928 году был составлен пятилетний план развития автобусного движения в Херсоне. В 1929 году автобусный парк города насчитывал уже 5 автобусов и 10 водителей - писал Александр Скороход в "Хронике автобусного движения в Херсоне
Вот, какие были красавцы - первые водители херсонских автобусов. Кто-то верно подметил, что похожи они на космонавтов. 
Автобусный парк г. Херсона 1929 год. Из книги Виктора Пиворовича и Сергея Беляева "Херсон и его жители", издание 2011 года. Стр. 287
Автобусный парк г. Херсона 1929 год. Из книги Виктора Пиворовича и Сергея Беляева "Херсон и его жители", издание 2011 года. -  с. 287


Автобусы Ярославского автозавода «Я-3» проработали в городе до 1933 года, на смену им пришли «Ford», а в 1934 году автобусы «ЗИС-8».
А вот это фото херсонского автобуса марки "ЗИС-155" 1951 года
Херсон. Автобус ЗИС-155, 1951 год. Источник фото сайт "Транспорт Херсона"
Херсон. Автобус ЗИС-155, 1951 год. Источник фото сайт "Транспорт Херсона"


По материалам интересного сайта "Транспорт Херсона" И многим другим сайтам.
Ряд фото херсонских автобусов разных лет - оттуда же.

P.S. Как дополнил Виктор Хмель, Самые первые автобусы в Херсоне появились в 1910 года. Местный провизор Фортус- Фаерман сделал попытку поставить на маршрут два авто-омнибуса, которые даже отработали недолгое время в Херсоне. Однако, благое начинание в те времена оказалось не выгодным из-за затрат и налогов)))

Немає коментарів:

Дописати коментар