Херсонский Элеватор. 1953 год. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил его Владислав Скрипниченко |
В группе "Старый Херсон" 7 ноября 2017 года Владислав Скрипниченко опубликовал заметку про Херсонский Элеватор. Интереснейшая публикация, которая содержит неизвестные факты из строительства Херсонского элеватора начала 30-х годов, так и неизвестные подробности конца двадцатого столетия. Спасибо автору за уникальные сведения.
Уникальный элеватор построеный американцами (начальник строительства и 2 его зама) по своему проекту должен был выполнять задачу отгрузки зерна за границу.
Правительство продавало пшеницу и за эту валюту закупало западные станки выполняя план индустриализации страны. Поэтому строительство от ЦК партии и правительства курировал нарком снабжения Анастас Микоян в честь которого он и был назван в последствии.
Расположен на месте стапелей, на которых строились первые корабли для Черноморского флота. На момент постройки - был сдан в эксплуатацию 1 мая 1932 года - был крупнейшим элеватором в Европе в то время (пропускная способность 500 тонн в час по приёму или отгрузки).
Принадлежит к немногим универсальным элеваторам, способных отгружать или принимать зерно с водного, автомобильного и ж/дорожного транспорта и имел уникальную очень высокую эстакаду собранную из 14 секций из крупповской стали (американцы не стали из-за расстояния поставлять сталь из США и закупили лучшую сталь в Европе - Круппа) для погрузки именно больших морских судов с высоким бортом ходящихся в балласте.
1974 год 14 секциевая эстакада элеватора. Фото Владислава Скрипниченко "Старый Херсон" |
Под эстакаду была постоена красивейшая набережная из гранита длиной 250 метров - 2 причала для одновременной погрузки двух больших морских судов. Моряки утверждают что подобной гранитной набережной они нигде не видели (имеется в виду грузовая набережная).
УПС "Товарищ" ошвартован к набережной элеватора - фото позволяет судить о
высоте эстакады. высота грот-мачты на "Товарище" - 41,3 метра |
Остатки эстакады - 4 секции и судно типа "река-море" под погрузкой. Фото из группы "Старый Херсон". Опубликовано Владиславом Скрипниченком |
Александр Акимович Наконечный (директор элеватора в 80-90-х, с 1981 по 1987 года работали вместе) говорил,что этот красавец-элеватор и есть памятник голодомору на Украине, как не страшно это говорить, поскольку продолжал отгружать
пшеницу за рубеж и во время голода. Старожилы помнят и историю со
спуском пшеницы отступающей советской властью с полностью наполненного
элеватора в Днепр ранней осенью 1941 когда подступали немцы. Правда с
помощью ведер, в которых дно было изрешечено с помощью не толстых
гвоздей, население всю войну таскало пшеницу со дна реки - оказывается
она не портилась в таких условиях - рассказывали бабушка и дедушка с
другой стороны - и таким образом спасались от голода. Весь объём
элеватора - 50 000 тонн довольно быстро был спущен в Днепр с помощью
этой 14 секционной эстакады. С тех пор с набережной элеватора
наблюдается великолепный клёв - иностранцы-моряки поражались каких
размеров коропа вытаскивались из воды.
В 1984 году при Советах эту эстакаду на моих глазах (я участвовал в этом паскудстве) порезали, поскольку отгрузка зерна за границу в обозреваемом будущем не предвиделась и причальная линия нужна была наоборот для приёма пшеницы (в основном из США и Канады - платили золотом, в отличии от Европы Америка не признавала бартер, с помощью которого Европа расплачивалась за нефть и газ). Из 14 секций эстакады оставили 4.
Современный вид Элеватора. Херсон. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил Владислав Скрипниченко |
Небольшая справка: в начале ХХ века Российская империя была лидером по экспорту пшеницы в мире кормя пол-Европы и даже Америку и к концу правления коммунистов Советский Союз стал лидером (т.е. №1) в мире по импорту пшеницы обойдя по этому показателю даже Японию, которая всегда кормила свой народ 100%-импортной пшеницей. Дохозяйнувалысь!
Подпись под фотографией: Остаток американской эстакады продолжает трудится - под погрузкой иностранец, которую чуть позже, в обсуждении публикации уточнил Евгений Агарков: На цветной фотографии мы видим
уже новую конструкцию, построенную в 2002-2004 годах. Остаток старой
убрали после пожара погрузочной машины летом 2000 года.
Немає коментарів:
Дописати коментар