понеділок, 11 травня 2020 р.

Владислав Скрипниченко. Херсонский элеватор - памятник Голодомору...

Херсонский Элеватор. 1953 год. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил его Владислав Скрипниченко
Херсонский Элеватор. 1953 год. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил его Владислав Скрипниченко
 
В группе "Старый Херсон" 7 ноября 2017 года Владислав Скрипниченко опубликовал заметку про Херсонский Элеватор. Интереснейшая публикация, которая содержит неизвестные факты из строительства Херсонского элеватора начала 30-х годов, так и неизвестные подробности конца двадцатого столетия. Спасибо автору за уникальные сведения.

Уникальный элеватор построеный американцами (начальник строительства и 2 его зама) по своему проекту должен был выполнять задачу отгрузки зерна за границу.

Правительство продавало пшеницу и за эту валюту закупало западные станки выполняя план индустриализации страны. Поэтому строительство от ЦК партии и правительства курировал нарком снабжения Анастас Микоян в честь которого он и был назван в последствии. 

Расположен на месте стапелей, на которых строились первые корабли для Черноморского флота. На момент постройки - был сдан в эксплуатацию 1 мая 1932 года - был крупнейшим элеватором в Европе в то время (пропускная способность 500 тонн в час по приёму или отгрузки).

 Принадлежит к немногим универсальным элеваторам, способных отгружать или принимать зерно с водного, автомобильного и ж/дорожного транспорта и имел уникальную очень высокую эстакаду собранную из 14 секций из крупповской стали (американцы не стали из-за расстояния поставлять сталь из США и закупили лучшую сталь в Европе - Круппа) для погрузки именно больших морских судов с высоким бортом ходящихся в балласте.

1974 год 14 секциевая эстакада элеватора. Фото Владислава Скрипниченко "Старый Херсон"
1974 год 14 секциевая эстакада элеватора. Фото Владислава Скрипниченко "Старый Херсон"


Под эстакаду была постоена красивейшая набережная из гранита длиной 250 метров - 2 причала для одновременной погрузки двух больших морских судов. Моряки утверждают что подобной гранитной набережной они нигде не видели (имеется в виду грузовая набережная).

УПС "Товарищ" ошвартован к набережной элеватора - фото позволяет судить о высоте эстакады. высота грот-мачты на "Товарище" - 41,3 метра

УПС "Товарищ" ошвартован к набережной элеватора - фото позволяет судить о высоте эстакады. высота грот-мачты на "Товарище" - 41,3 метра

остатки эстакады - 4 секции и судно типа "река-море" под погрузкой
Остатки эстакады - 4 секции и судно типа "река-море" под погрузкой. Фото из группы "Старый Херсон". Опубликовано Владиславом Скрипниченком

 Александр Акимович Наконечный (директор элеватора в 80-90-х, с 1981 по 1987 года работали вместе) говорил,что этот красавец-элеватор и есть памятник голодомору на Украине, как не страшно это говорить, поскольку продолжал отгружать пшеницу за рубеж и во время голода. Старожилы помнят и историю со спуском пшеницы отступающей советской властью с полностью наполненного элеватора в Днепр ранней осенью 1941 когда подступали немцы. Правда с помощью ведер, в которых дно было изрешечено с помощью не толстых гвоздей, население всю войну таскало пшеницу со дна реки - оказывается она не портилась в таких условиях - рассказывали бабушка и дедушка с другой стороны - и таким образом спасались от голода. Весь объём элеватора - 50 000 тонн довольно быстро был спущен в Днепр с помощью этой 14 секционной эстакады. С тех пор с набережной элеватора наблюдается великолепный клёв - иностранцы-моряки поражались каких размеров коропа вытаскивались из воды.

В 1984 году при Советах эту эстакаду на моих глазах (я участвовал в этом паскудстве) порезали, поскольку отгрузка зерна за границу в обозреваемом будущем не предвиделась и причальная линия нужна была наоборот для приёма пшеницы (в основном из США и Канады - платили золотом, в отличии от Европы Америка не признавала бартер, с помощью которого Европа расплачивалась за нефть и газ). Из 14 секций эстакады оставили 4.

Современный вид Элеватора. Херсон. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил Владислав Скрипниченко
Современный вид Элеватора. Херсон. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил Владислав Скрипниченко

Небольшая справка: в начале ХХ века Российская империя была лидером по экспорту пшеницы в мире кормя пол-Европы и даже Америку и к концу правления коммунистов Советский Союз стал лидером (т.е. №1) в мире по импорту пшеницы обойдя по этому показателю даже Японию, которая всегда кормила свой народ 100%-импортной пшеницей. Дохозяйнувалысь!

Современный элеватор опять отгружает зерно за границу
Современный элеватор опять отгружает зерно за границу. Фото опубликовано в группе "Старый Херсон". Предоставил Владислав Скрипниченко. Сергей Ченый добавил свой комментарий в обсуждении публикации: "
Следует добавить, что сейчас, Украина, Россия и Казахстан экспортируют примерно 100 млн. тонн зерна. А на закате СССР импортировал примерно столько же. Вот к чему привело разрушение колхозного строя и рыночная экономика"
Остаток американской эстакады продолжает трудится - под погрузкой иностранец
Подпись под фотографией: Остаток американской эстакады продолжает трудится - под погрузкой иностранец, которую чуть позже, в обсуждении публикации уточнил Евгений Агарков: На цветной фотографии мы видим уже новую конструкцию, построенную в 2002-2004 годах. Остаток старой убрали после пожара погрузочной машины летом 2000 года.

Немає коментарів:

Дописати коментар