В Государственном архиве Херсонской области долгие годы хранились документы Виндавской трехклассной мореходной школы Министерства торговли и промысловости (город Виндава, Курляндская губерния) (сейчас город Вентспилс) (фонд № 2 ГАХО).
Эта мореходная школа размещалась в Олешках, Днепровского уезда, Таврийской губернии.
Позже документы были переданы в Центральный государственный архив Латвийской ССР.
Сегодня это фонд № 6058 Морская 3-х классная школа г.Виндава/Таврическая губерния). Дела личные учебного состава. Документы о принятии и переводах воспитанников. 1871-1919 Ventspils trīsklašu jūrskola (Kurzemes guberņa/Dņepras apriņķis, Taurijas guberņa).
Интересно, что крайние даты дел в этом фонде датируются 1919 годом.
Решил немного разобраться в мореходных школах Латвии. Выяснил, что история массового создания мореходных школ начинается с 1867 года, хотя первая была создана в Риге царем Петром.
В 1867 году в России был принят Закон о морских школах, подписанный императором Александром II. Этот закон поставил обучение морским специальностям на новую основу. И именно этот закон вывел обучение морскому делу на профессиональный уровень.
В основанных после принятия закона школах учились и юноши без опыта плаваний, и морские волки, которым необходимо было улучшить знания для того, чтобы стать капитанами или офицерами паровых пароходов. К тому же, дипломированные моряки нужны были для обеспечения каботажного плавания на парусниках.
За несколько лет после принятия закона в России была создана 41 морская школа. Десять из этих школ были основаны на территории Латвии.
В основанных после принятия закона школах учились и юноши без опыта плаваний, и морские волки, которым необходимо было улучшить знания для того, чтобы стать капитанами или офицерами паровых пароходов. К тому же, дипломированные моряки нужны были для обеспечения каботажного плавания на парусниках.
За несколько лет после принятия закона в России была создана 41 морская школа. Десять из этих школ были основаны на территории Латвии.
Эти мореходные школы располагались в Айнажи, Дундаги (две школы в районах Гипка и Мазирбе), Энгуре, Феликсберге (сегодня - Юркалне), Екабпилсе (!), Лиепае, Лубэзере (сектор Роя), Мангали, Ужаве и Вентспилсе.
Так как училища делились по категорям, при открытии им были присвоена низшая – третья категория.
В 1867 году старинная Рижская морская школа, основанная Петром Первым, получила первую – самую высокую, категорию (до этого она не подчинялась правилам нового закона, как уже существовашее заведение.
В учебные программы школ были введены такие предметы, как судовая механика, машинное дело, парусное дело, навигация, судостроительство, иностанные языки и прочие. В школах действовали курсы кочегаров (часто вечерние).
Первыми начальниками школ и преподавателями стали известные мореплаватели. Иногда это были и не самые опытные моряки, но зарекомендовавшие себя, как потенциальные блестящие капитаны – например, Иоганн Даль, который позже исследовал реки Сибири.
В развитии сети морских школ России и, в первую очередь, в Латвии, основная роль принадлежала Кришьянису Валдемарсу – известному общественному деятелю и экономисту, специализирующемуся на морском деле, которому правительство России поручило наладить обучение моряков.
Крупнейшей морской школой в России стала тогда же Мангальская морская школа.
В 1902 году в России был принят новый закон о Морских школах, отвечающий уже новой реальности, когда роль машин выросла в несколько раз, как и тоннаж судов, а характер перевозок и грузов изменился.
Всего с середины 19 века до принятия закона 1902 года в морских школах Латвии было подготовлено более десяти тысяч моряков.
Развитие сети морских школ шло быстро вплоть до Первой мировой войны, когда ряд школ был эвакуирован из Латвии в связи с угрозой захвата немцами. После войны и создания Латвийской республики начинается новый этап обучения мореходству.
Так как училища делились по категорям, при открытии им были присвоена низшая – третья категория.
В 1867 году старинная Рижская морская школа, основанная Петром Первым, получила первую – самую высокую, категорию (до этого она не подчинялась правилам нового закона, как уже существовашее заведение.
В учебные программы школ были введены такие предметы, как судовая механика, машинное дело, парусное дело, навигация, судостроительство, иностанные языки и прочие. В школах действовали курсы кочегаров (часто вечерние).
Первыми начальниками школ и преподавателями стали известные мореплаватели. Иногда это были и не самые опытные моряки, но зарекомендовавшие себя, как потенциальные блестящие капитаны – например, Иоганн Даль, который позже исследовал реки Сибири.
В развитии сети морских школ России и, в первую очередь, в Латвии, основная роль принадлежала Кришьянису Валдемарсу – известному общественному деятелю и экономисту, специализирующемуся на морском деле, которому правительство России поручило наладить обучение моряков.
Крупнейшей морской школой в России стала тогда же Мангальская морская школа.
В 1902 году в России был принят новый закон о Морских школах, отвечающий уже новой реальности, когда роль машин выросла в несколько раз, как и тоннаж судов, а характер перевозок и грузов изменился.
Всего с середины 19 века до принятия закона 1902 года в морских школах Латвии было подготовлено более десяти тысяч моряков.
Развитие сети морских школ шло быстро вплоть до Первой мировой войны, когда ряд школ был эвакуирован из Латвии в связи с угрозой захвата немцами. После войны и создания Латвийской республики начинается новый этап обучения мореходству.
Источник: "История морских школ Латвии"
За первые 30 лет своего существования морские школы Латвии выпустили свыше 10 тысяч моряков. Из них почти 750 стали капитанами дальнего плавания, около 1300 стали штурманами дальнего плавания, а почти 1000 человек штурмана каботажного плавания. Однако, морские школы того времени готовили плавсостав для работы на парусных судах. Поэтому к началу 20 века комиссия министерства финансов России приняла решение о перестройки работы морских школ.
В 1902 году в России был принят новый закон о морских школах, согласно которому основной упор в подготовке плавсостава делался на пароходы.
Общая система образования не менялась - срок обучения в морских школах составлял три года, а сами школы разделялись на три типа: подготовительные, которые готовили моряков общего профиля и без окончания которых нельзя было учиться в школах остальных двух типов - начальных и высших морских школаха капитанов дальнего плавания.
В начальных школах капитанов дальнего плавания, как правило, учились опытные морские волки, прошедшие моря и океаны, и зарекомендовавшие себя на отлично, однако не имевшие теоретической подготовки. Как правило, по окончании учебы они получали диплом капатана парусного судна.
В высших школах учились курсанты, которые уже получили хорошее образование - как правило, в технических областях. Практический опыт плавания был необходим и здесь, но достаточно было нескольких месяцев опыта работы на судах в любом качестве - чтобы сам будущий капитан представлял себе основы морской жизни. Эти люди выпускались капитанами современных пароходов.
Все курсанты морских школ изучали навигацию, морскую астрономию, математику, практику мореплавания, судовую механику, метеорологию, океанографию, общее товароведение, торговое дело применительно к морским перевозкам и операциям, географию, морские законы, правила деловой переписки, основы медицины, русский и английский языки и вероучение. Заметим, что знание русского языка было обязательным для поступления в школу, так как преподавание велось на русском языке.
Все курсанты носили форму, по которой сразу было видно, в какой именно школе тот учился.
Однако, с 1905 года судовых механиков стали готовить в специальных школах для судовых механиков. Существовали школы первого и второго уровня. В школах первого уровня обучение шло три года, они выпускали механиков третьей категории.
В школах второго уровня обучение длилось четыре года. Они выпускали инженеров морского флота. Кроме обычных морских дисциплин, курсанты изучали математику, химию и специальные разделы физики, электротехники, теоретическую и прикладную механика, сопротивление материалов, черчение. Они должны были освоить ремонт судовых машин и механизмов даже с использованием только подручных средств.
В 1902 году в России был принят новый закон о морских школах, согласно которому основной упор в подготовке плавсостава делался на пароходы.
Общая система образования не менялась - срок обучения в морских школах составлял три года, а сами школы разделялись на три типа: подготовительные, которые готовили моряков общего профиля и без окончания которых нельзя было учиться в школах остальных двух типов - начальных и высших морских школаха капитанов дальнего плавания.
В начальных школах капитанов дальнего плавания, как правило, учились опытные морские волки, прошедшие моря и океаны, и зарекомендовавшие себя на отлично, однако не имевшие теоретической подготовки. Как правило, по окончании учебы они получали диплом капатана парусного судна.
В высших школах учились курсанты, которые уже получили хорошее образование - как правило, в технических областях. Практический опыт плавания был необходим и здесь, но достаточно было нескольких месяцев опыта работы на судах в любом качестве - чтобы сам будущий капитан представлял себе основы морской жизни. Эти люди выпускались капитанами современных пароходов.
Все курсанты морских школ изучали навигацию, морскую астрономию, математику, практику мореплавания, судовую механику, метеорологию, океанографию, общее товароведение, торговое дело применительно к морским перевозкам и операциям, географию, морские законы, правила деловой переписки, основы медицины, русский и английский языки и вероучение. Заметим, что знание русского языка было обязательным для поступления в школу, так как преподавание велось на русском языке.
Все курсанты носили форму, по которой сразу было видно, в какой именно школе тот учился.
Однако, с 1905 года судовых механиков стали готовить в специальных школах для судовых механиков. Существовали школы первого и второго уровня. В школах первого уровня обучение шло три года, они выпускали механиков третьей категории.
В школах второго уровня обучение длилось четыре года. Они выпускали инженеров морского флота. Кроме обычных морских дисциплин, курсанты изучали математику, химию и специальные разделы физики, электротехники, теоретическую и прикладную механика, сопротивление материалов, черчение. Они должны были освоить ремонт судовых машин и механизмов даже с использованием только подручных средств.
В 1914 году - последнему полному году работы морских школ на территории современной Латвии в Российской империи, в этих учебных заведениях было подготовлено более трети судовых механиков и капитанов всей России.
С началом первой мировой войны все школы были эвакуированы в связи с опасностью захвата их немцами. Так закончилась история морских школ Российской империи в Латвии.
С началом первой мировой войны все школы были эвакуированы в связи с опасностью захвата их немцами. Так закончилась история морских школ Российской империи в Латвии.
Источник: Морские школы в 20 веке
В описании Виндавского уезда сказано, что в Виндаве находятся мореходные классы, в которых учатся 60 учеников.
Музей истории морского рыболовства под открытым небом. Вентспилс |
О городе Вентспилс
Ве́нтспилс (бывш. Виндава, латыш. Ventspils, нем. Windau, польск. Windawa) — портовый город в Латвии. Расположен около устья реки Вента.
Вентспилс находится к северу от Лиепаи и к западу от Риги. Город был основан в XIII веке тевтонским орденом.
Вентспилс славится самыми чистыми улицами и самыми ровными уличными покрытиями в стране. Он известен как самый освещенный город в Латвии, в котором после наступления темноты нет ни одной неосвещённой улицы или площади.
Вентспилс находится к северу от Лиепаи и к западу от Риги. Город был основан в XIII веке тевтонским орденом.
Вентспилс славится самыми чистыми улицами и самыми ровными уличными покрытиями в стране. Он известен как самый освещенный город в Латвии, в котором после наступления темноты нет ни одной неосвещённой улицы или площади.
Его незамерзающий порт мирового класса - один из главных центров транзита между Востоком и Западом. Самые большие грузовые корабли и танкеры теперь в незамерзающем порту Вентспилса, судоходный канал которого был углублён в 1998 году, могут пришвартовываться круглый год. Путешественники также оценят недавно отремонтированную автостанцию города.
Вентспилс имеет регулярное паромное сообщение с Нинесхамном в Швеции. Вентспилс особенно гордится награждением по ремонту существующих зданий и строит новые. Когда-то ветхий замок Немецких Рыцарей Ливонского ордена теперь размещает один из наиболее современных дигитальных музеев Латвии.
Музей истории морского рыболовства под открытым небом. Вентспилс |
Музей истории морского рыболовства. Орденский замок (окончен в 1290). Известен с 1242.
В годы Ливонского ордена Вентспилс известен как портовой город, он становится частью торгового объединения Северных стран – Ганзейского Союза.
С 1870 года в Вентспилсе работает морская школа.
В конце 19 века Россия принимает решение о постройке в Вентспилсе современного порта и одновременном проведении туда железнодорожной линии Москва-Вентспилс-Рыбинск. В это время сильно вырастает и сам город. Развитию и росту города помешала Первая мировая война.
Во время первой Латвийской Республики (1919-1940) Вентспилсский порт так и не смог достигнуть предвоенного уровня грузооборота.
В 1939 году в Вентспилсе начинается постройка баз для нужд Советской Армии. Ее части вошли в Вентспилс в соответствии с договором между Латвией и СССР, подписанным в 1939 году. Оккупация затронула жителей Вентспилса в той же мере, как и всех остальных жителей Латвии.
В 1940 году были национализированы все крупнейшие производственные и торговые предприятия, а также жилые дома. В результате Второй мировой войны, репрессий и эмиграции количество и состав населения Вентспилса радикально изменились. Очень важными в истории Вентспилса были шестидесятые и семидесятые годы нынешнего столетия, в течение которых Вентспилс стал крупнейшим портом Советского Союза по экспорту нефти и нефтепродуктов.
В конце 19 века Россия принимает решение о постройке в Вентспилсе современного порта и одновременном проведении туда железнодорожной линии Москва-Вентспилс-Рыбинск. В это время сильно вырастает и сам город. Развитию и росту города помешала Первая мировая война.
Во время первой Латвийской Республики (1919-1940) Вентспилсский порт так и не смог достигнуть предвоенного уровня грузооборота.
В 1939 году в Вентспилсе начинается постройка баз для нужд Советской Армии. Ее части вошли в Вентспилс в соответствии с договором между Латвией и СССР, подписанным в 1939 году. Оккупация затронула жителей Вентспилса в той же мере, как и всех остальных жителей Латвии.
В 1940 году были национализированы все крупнейшие производственные и торговые предприятия, а также жилые дома. В результате Второй мировой войны, репрессий и эмиграции количество и состав населения Вентспилса радикально изменились. Очень важными в истории Вентспилса были шестидесятые и семидесятые годы нынешнего столетия, в течение которых Вентспилс стал крупнейшим портом Советского Союза по экспорту нефти и нефтепродуктов.
Немає коментарів:
Дописати коментар