Товпека Андрей Васильевич. Развитие системы связи и управления в пограничной страже Российской империи (1827–1917 гг.) – СПб 2014
Источник https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/tovpek.pdf
В России первый семафорный телеграф был построен между Санкт-Петербургом и Шлиссельбургом (протяжённость – более 56 вёрст). Эта линия семафорной связи проработала до 1836 г., обеспечивая своевременную информацию судов по Ладожскому озеру.
Можно с уверенностью сказать, что эта линия оптической семафорной связи использовалась в интересах пограничной стражи, так как действовала на северо-западном участке государственной границы России, где в 1827 г. были образованы СанктПетербургский и Архангельский таможенные округ
стр. 31
Линии русского оптического телеграфа были довольно активно задействованы в ходе Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг., в которой приняла участие и пограничная стража.
На неё военным командованием на различных участках театра военных действий возлагались задачи по сбору cведений о силах противника, своевременном оповещении о его подходе русских армейских линейных частей и крепостных гарнизонов (в том числе и при помощи оптических линий связи).
стр. 35
О том, что представляли из себя в организационном плане бригады и полубригады пограничной стражи накануне Крымской войны, можно судить из описания Таврической полубригады.
Полубригада к началу Крымской войны состояла из 2 рот, которые подразделялись на 2 отряда каждая, а личный состав был расположен по побережью Чёрного моря от Перекопа до деревни Карангат на 58 постах (кордонах). Находясь в ведении Департамента внешней торговли Министерства финансов, полубригада подчинялась Керчь-Еникольскому градоначальнику.
Штаб полубригады находился в Симферополе. Командиры рот располагались: 1-й роты (капитан Загоровский) – в Евпатории, 2-й роты (майор Иванов) – в Феодосии. Штаб полубригады состоял из: командира полубригады, одного запасного офицера, ветврача, двух писарей и семи кузнецов.
Численность первой роты на дистанции от Перекопа до Фаросского поста составляла 8 офицеров и 123 нижних чина пограничной стражи, в том числе: 94 конных и 29 пеших. Численность второй роты на дистанции от Мухолатского поста до Карангатского поста составляла 6 офицеров и 107 нижних чинов (69 конных и 38 пеших).
Протяжённость всего участка полубригады составляла 1 тыс. 1 версту. На это расстояние приходилось 14 офицеров и 230 нижних чинов.
стр. 35 - 36
Из средств технической связи в Крымской войне в основном использовался оптический телеграф
12 (24) мая 1854 г. главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму генерал-адъютант князь А.С. Меншиков утвердил проект линии оптического телеграфа между Очаковым и Одессою, которая должна была составлять ветвь телеграфного пути, существовавшей уже на тот момент линии между Николаевым и Очаковым (предполагалось продолжить её до Севастополя).
Данный проект был разработан директором маяков генерал-майор Манганари.
Меншиков распорядился избрать «для постройки зданий [телеграфных башен] пункты на местах близких к морю и возвышенных, с которых горизонт зрения был бы возможно обширнейшим, дабы каждая станция могла передавать не только сведения, сообщаемые ею предыдущими, но и уведомлять о том, что собственно ею может быть замечено в море».
При этом «передаточные башни» должны были быть устроены «преимущественно близ расположенных по берегу моря кордонов береговой стражи, дабы при наступившей мрачности или при покрытии полосою тумана одного из пунктов, находясь чрез то в сомнении, что передаваемое сведение не будет усмотрено на следующем пункте, можно было, – не останавливаясь передачею по телеграфу сигнала, который во всяком случае должен быть выполняем, – поспешно переслать записку для передачи по кордонам через объездчиков на следующий пункт, или же и далее; для сего объездчики пограничной береговой стражи в подобных случаях должны находиться в постоянной готовности, – о чём надлежит сделать предварительное распоряжение».
Характерно, что уже в ходе Крымской войны для лучшего ведения наблюдения «за движениями и действиями неприятельских судов» на посты пограничной стражи были переданы из «походного штаба Господина Наказного Атамана Войска Донского» зрительные трубы149. Так, в феврале 1855 г. начальник Такильского маяка прапорщик Билин получил такую зрительную трубу от казачьих войск150. Таким образом, чины пограничной стражи, фактически, получили возможность вести наблюдение за приближающимся противником и немедленно извещать о его появлении военное командование.
стр. 42 - 44
Подойдя 8 (20) апреля 1854 г. к Одессе, союзная эскадра тотчас же была замечена устроенной сигнальной береговой цепью. Пикеты казаков и чинов погранстражи с помощью оптического телеграфа и посыльных сообщили на береговые батареи о подходе неприятельских кораблей и баркасов. Попытка высадить десант окончилась неудачей, а через четыре дня союзный десант отошёл от города144.
стр. 42
Крымская кампания ещё раз наглядно показала главное неудобство всех оптических телеграфов. Оно заключалось в том, что они вовсе не могли действовать во время дождя и тумана, так как в том и другом случае переставали быть видимыми даже с весьма небольшого расстояния. Сверх того, устройство и содержание больших оптических линий стоило всегда очень дорого. Служба же при оптических телеграфах была чрезвычайно утомительна и влекла за собою почти всегда расстройство зрения у обслуживающего их технического персонала. Наконец, передача сведений с помощью оптических телеграфов производилась всегда довольно медленно, «несмотря на употребление фразного способа и громадное число знаков, производимых некоторыми из этих приборов»178.
Оптический телеграф в России просуществовал около полувека. С 1852 г. он стал постепенно заменяться электрическим телеграфом. В Крымской войне, таким образом, применялись все средства связи, имевшиеся на тот момент. Впервые использовались совместно оптические и электрические линии связи.
В России Крымская война 1853–1856 гг. потребовала прокладки телеграфных линий и к прибрежным городам Балтийского и Чёрного морей: к концу 1854 г. Русское правительство имело прямую телеграфную связь с городами Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Ревелем (Таллин), Ригой, Одессой и Симферополем179.
В 1855 г. император Николай I повелел «устроить
электромагнитную телеграфическую линию от Николаева чрез Херсон, Берислав и
Перекоп до Симферополя».
Архив ВИМАИВиВС. Ф. 49. Оп. 1. Д. 9. Л. 12.
Таким образом, за короткие сроки были построены телеграфные линии, имевшие огромное значение в деле охраны границ Российской империи, благодаря чему возрастала оперативность в управлении частями и подразделениями пограничной стражи.
стр. 52 - 53
Немає коментарів:
Дописати коментар